Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 735   >>>

  

- 735 —

Clnffeudcu 7i') провел на собаках три опыта. Алкогольный период продолжался ИО, 9 и 8 дней. Алкоголь добавлялся к пище в количестве 2,5 к. с. на кило. В нервом опыте увеличилось выделение азота, в двух остальныхъ—колебание то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, в среднем небольшой плюс в азотистом балансе. Во всех опытах отмечалось резко повышенное выделение азота в послеалкоголь-ныии период. Donagamj и Tidald ф0) произвели на собаках пять опытов; Доза—от 1 до 3 к. с. на кило. Алкоголь давался лишь один день. Отмечалось резкое увеличение выделения мочевой кислоты. Вывод авторов: алкоголь оказывает заметное влияние на обмен веществ; уже небольшия дозы повышают выделение азота (до 3,4°/о), большия же, наоборот, всегда понижают его выделение (до 12%).

Как видно, результаты противоположные полученным Mun-к’ом.

Помимо индивидуальности здесь имеете, вероятно, значение и краткость алкогольного периода—один день.

Fortmilller ) на кроликах наблюдал увеличение выделения азота под влиянием алкоголя. То же получалось у баранов в упомянутых выше опытах Weislce и Flechsis'a. Заслуживают особого внимания для освещения белоксберегающого действия алкоголя с большой тщательностью и аккуратностью проведенные в лаборатории ир. Бехтерева опыты д-ра Рейца з2) на щенках и кроликах. Возраст первых от 4—17 дней, вторыхъ—один месяц. Продолжительность опытовъ—от 20 до 88 дней. Дозы алкоголя небольшия, иногда меньше V2 к. с. на кило. Вначале очень сильное разведение лишь 2Ѵз%—постепенно доводились до 40%. По приеме алкоголя наблюдались более или менее выраженные симптомы опьянения. Режим, питание алкогольных и контрольных животных до возможного одинаковые. Вся разница заключалась лишь в добавлении алкогольного раствора. Результаты поразительно демонстративны и не нуждаются в пояснениях ири взгляде лишь на фотографию двух щенковъ—алкогольного и контрольного. Оказывается, все главные органы у алкоголиков отставали, и иногда очень много, в весе сравнительно с таковыми же у контрольных. Даже такие важные органы, как мозг и сердце, сохранить которые организм стремится не-измененными до самого последняго времени своего существования—как это известно из опытов с голоданиемъ—даже эти органы давали значительную разницу в весе. И это еще при условии, что для контрольных животных выбирались менее крепкие индивидуумы. Каким образом могли бы получиться такие результаты, несмотря на все прочия равные с контрольными условия режима и доставки пищевых веществ, если бы добавлявшийся еще к ним в постепенно увеличивающейся дозе и в сильном вначале разведении алкоголь мог играть роль пищевого вещества, хотя бы и низшого в сравнении с другими достоинства? Как понять и объяснить состояние щенков-алкоголи-

- 736 —

ков, ('ели допустить, что организм их мои» образующиеся при окислении алкоголя калории утилизировать так же, как он утилизирует калории жира и углеводовъ? Л потребность у щенков вгв утилизации алкогольных калорий, и значить, сбережении белков была несомненно особенно настоятельна и велика. И здесь опять резко бросается в глаза тот же факта, как и везде всегда в повседневной жизни, чем больше организм нуждается в доставке ему питательных веществ, тем ярче выступает полная несостоятельность алкоголя, вещества, легко и быстро окисляющогося в организме и обладающого даже высокой калорической ценностью, служить организму именно в этом смысле, т. е. в качестве пищевого вещества своими калориями. Таким образом, большинство авторов в опытах на животных получали увеличение белкового распада под влиянием алкоголя, прибавленного к пище, отмечалось увеличение выделения именно мочевой кислоты и ясно выраженное последствие (Nachwirkung у Minr'a), т. е. увеличенное выделение азота в иослеалкогольный период.

Одним из более ранних, точно определенных над-человеком опытов, является опыт Romeyria**) под руководством ироф. Forster а. Интересно, что алкоголь принимался субъектом в состоянии недостаточного питания, голодающим, когда, следовательно, потребность организма в пищевых веществах наиболее резко была выражена и способность пищевого вещества так или иначе удовлетворить эту потребность могла бы проявиться всего демонстративнее. Доля алкоголя—от 30 до 51 к. с. в 100 к. с. воды. В результате, увеличенное выделение азота. Проф. Forster на основании этого и других опытов своих учеников не считает возможным признать алкоголь пищевым веществом, хотя он и окисляется в организме, но, с другой стороны, проявляет еще и прямое, непосредственно вредящее тканям действие (Stofjliehe).

В 1887 г. появилась диссертация Могилянского, ц<) кань результат опытов на 13 здоровых, большей частью привычных к алкоголю людях. Дозы алкоголя—от 60 до 140 грм. в виде 40° водки, в три приема, за едой. Продолжительность опыта от 5 до 7 дней. Вывод: временное употребление средних доз алкоголя у привычных к нему . людей повышает усвоение азотистых частей пищи, у непривычных же усвоение азота.падает. Автор особенно отмечает, что это касается лишь временное употребления, длительное же хроническое—иное дело. Слабая сторона в общем точно проведенных опытовъ—слишком большия колебания в количествах вводимого азота в пище. Пища была всегда, даже не учитывая алкоголя, слишком богата калориями и белковым пайком, что, как известно, ослабляет вредное воздействие алкоголя на белок тканей. Однако, не смотря на это, у непривычных к алкоголю вредное его влияние на белок тканей все-таки можно было констатировать.

Все более и более выдвигающееся значение лецитина в деле