Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 733   >>>

  

— 783 —

влияния алкоголя на процессы физиологического окисления в организме определял степень ядовитости растворов ацетонитрила для мышей, получавших алкоголь. Дозы алкоголя небольшия не вызывающия признаков отравления; спирт в постепенно возрастающих но крепости растворах (до 50°) вводился в корме, вместе с овсом. Водный раствор ацетонитрила под кожу. В результате, на получавших в течение 6 недель алкоголь мышей ацетонитрил оказывал вдвое сильнейшее ядовитое действие, чем на контрольных (легальная доза для первыхъ—0,23 млгрм. на кило, для вторыхъ—0,42 млгрм.). Совершенно иное отношение получалось с углеводами. Кормление мышей овсом с примесью декстрозы повышало втрое их сопротивляемость ядовитому действию ацетонитрила. На основании своих опытов Hunt 7(;) заключаете, что у людей, умеренно пьющих некоторые физиологическия функции резко отличаются от таковых же у лиц вовсе не употребляющих спиртных напитков. В позднейших опытах Atwater а и Benedict’а (Л5№ 29 и 30, р. 248) субъект, получающий в добавку к основному пайку 128 грм. тростникового сахара, доставляющих организму 507 калорий энергии при работе терял .ежедневно в среднем 5 грм. белка; при добавке к тому же основному панку 72 грм. алкоголя, доставлявших организму 509 калории энергии, потеря белка при всех прочих равных условиях доходила до 13,1 грм. в день. Разница была еще и в том, как увидим ниже, что в алкогольный трехдневный период, подобно результатам опытов Chauveau, уменьшалось еще и количество выполняемой работы.

Относительно замены жира алкоголем Offer 77) высказывается на основании своих опытов, что в смысле белок сберегающого действия калорий алкоголя стоят значительно ниже таковых же жира. Clopatt выяснил, что алкоголь проявляете в сравнении с жиром будто лишь около 71% сберегающого белок влияния. В только что упомянутых опытах Atwater а и Benedict'а с прибавкой к основному пайку 63,5 грм. масла, доставляющих организму 511 калорий энергии, работающий субъект терял ежедневно 2,3 грм. белка и 15,9 грм. жира, с прибавкой же к тому же основному пайку 509 алкогольных калорий энергии, потеря белка была, как уже приводилось, 13,1 грм., а жира 17 грм. ежедневно.

Эти факты ясно говорят против равноценности доставляемой организму энергии в виде жировых и алкогольныхи» калорий. И разница проявляется не только в действии на азотистый обмен. Опыт повседневной жизни с очевидностью показывает, что и в тепловой энергии удовлетворение потребностей организма алкоголь не в состоянии выполнить так, как это делает жир, Несомненным доказательством этому служит пищевой режим жителей скверных стран. Самый горячий защитник алкогольных калорий не будете с состоянии возмещать ими усиленных тепловых затрат, обусловленных стужами окружающей среды. Фактически ясно, что результат доставки орга-

— 734 —

низму известного числа калорий алкоголем совершенно иной, чем от жировых калорий. Оно и понятно. Жир окисляется соответственно потребностям организма в калориях, алкоголь— без всякого соответствия, быстро, Тотчас за поступлением в организм, жир может отлагаться в запас, алкоголь—нет; жир подвергается ряду превращении для того, чтобы возможна была его соответственная утилизация организмом; алкоголь— нет. Окисление жира сопровождается усилением функций, окисление алкоголя наоборотъ— понижением их. Жир, удовлетворяя нужду организма в калориях, повышает его сопротивляемость внешним вредным воздействиям, так как содействуете важнейшему свойству организма приспособляемости.

Алкоголь с первого момента своего влияния и даже вследствие особого отношения к центральной нервной системе, прежде всего нарушаете именно это дрогоценное свойство приспособляемости.

Отсюда и его полная несостоятельность, как пищевого вещества, невозможность быть в ряду пищевых веществ. Тем резче выступающая несостоятельность, чем большую нужду испытываете организм в пищевом веществе. Иначе и не можете быть с веществом, обладающим несомненным ядовитым действием и сильнейшим как-раз но отношению к самой важной составной части организма—центральной нервной системе.

Нам остается теперь рассмотреть опыты, имевшие целью выяснить белок-оберегающее действие алкоголя. Позднейшие из этих опытов послужили основанием к тому, что некоторые авторы сочли возможным признать теперь бесспорно правильным отнесение алкоголя к ряду пищевых веществ. Постараемся же разобраться, действительно ли бесспорным является такой вывод из полученных в опытах фактических данных.

В I860 г. И. М. Сеченов нашел у собак под влиянием алкоголя уменьшение количества выделяемой мочевины, но вводимые мочей азотистые соединения нисших степеней окисления им не принимались в рассуете.

Спустя 8 лет Сердечный „провелъ" ряд более точных опытов на собаках же с дозами от */г—2 к. с. на кило при высшей крепости раствора 5,9%. Опыты распадались на 4 периода— алкогольные чередовались с безалкогольными. Определялся весь азот мочи. В результате усиленное выделение азота мочей от алкоголя. Fockcr от прибавки к пище и малых и больших доз алкоголя отмечал уменьшение выделения азота от (>—20%. J. Мипк) при дозах в Ѵ/2 к. с. на кило вначале находил у собак уменьшение выделения азота на 6—7%, при больших же в 2,5 к. с. дозах на кило распадение белков увеличивалось на 4—10%. В последнем случае действие алкоголя Мипк приравнивал действию фосфора и мышьяка. Но в следующий за большими дозами период введение опять малых доз уже не вызывало уменьшение выделения азота. С малыми дозами алкогольный период длился 3 дня, с большими 4—5 дней.