Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 649   >>>

  

— 649 —

является самым первым предметом лучших англосаксонских школ и который почти совершенно отсутствует в наших школах. Manual Training *) означает собой рисование, лепку, плетение и склеивание различных полезных и изящных вещей и, наконец, шитье и кухонное искусство.

Эти занятия, помимо упражнения рук, подают повод к восприятию детьми различных общих физических законов, приучают сознательно и аккуратно относиться ко всякой работе и способствуют развитию наблюдательности, так как заставляют детей замечать в предмете даже самые мельчайшия'его детали. Для русских крестьянских детей эти работы, по возможности с первых же шогов, должны носить уже более или менее практический характер.

Так должны быть поставлены классные занятия учеников. Но главной задачей нашей народной школы должно быть стремление убедит, не столько малолетних детей, сколько их почтенных отцов, в полезности сообщаемых ею грамотности и просвещенности для общого крестьянского быта. А для доказательства этого, школьный учитель, как первый образец плода от такого просвещения, должен быть в глазах крестьян самым положительным типом. Он не должен проводить своего многомесячного вакационного времени в полном и, с точки зрения крестьян, даже в циничном безделье, а обязан употреблять его на ведение такого же сельского хозяйства, какое ведут крестьяне, но только демонстративно внося в него света своей просвещенности в виде рацемизации и интенсификации всех своих практических приемов. Для этого земство должно снабжать учителей обычными крестьянскими наделами, давать им ссуды на орудия и скот, а также всеми способами содействовать внушению им научно-практических сельскохозяйственных знаний. Только такие истинные народные учителя, способные через свой просвещенность выяснять крестьянам их самые насущные жизненные вопросы, и могут снискать, действительно, уважение крестьян, как к себе, так и к своему просвещению и культуре.

А руководимая таким наставником школа, поддерживая природную любовь нашего крестьянина к продуктивному труду, вместе с тем, ставила-бы этот труд на культурно-рациональ-ную почву. Так должна быть поставлена начальная школа по крайней мере в земледельческих районах. Ко цитированный выше француз Эдмонд Демулен придает практическим сельскохозяйственным знаниям в общеобразовательной школе еще более широкое значение. „Эти знания, говорит он, полезны также и теми», кто посвящает себя свободным профессиям: наши ученые часто не знакомы с самыми элементарными сведениями из сельской жизни и это сильно чувствуется, когда им приходится творить или писать по этому предмету. Людям, занимающимся

!) Ibidem.

— 650 -

политикой—чиновникамъ—также необходимо иметь правильные взгляды на земледелие, которому они так часто наносят вред свом непростительным невежеством 1).

Так смотрят -на сельскохозяйственные знания во Франции. Но оказывается, что практическое земледелие считается одним из самых важных предметов лучших общеобразовательных школ и в Англии 2).

Следовательно практическия занятия по сельскому хозяйству являются естественной составной частью нормального общого образования вообще, так как они важны не только в прикладном смысле, но главным образом потому, что содержат в себе все способствующее развитию человеке наблюдательности, находчивости, предусмотрительности, здоровья и нравственной удовлетворительности.

Но словам Глеба Успенского, „земледельческий труд со-всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями, поглощает... Мысль, сосредоточивает в себе почти всю..... умственную и даже нравственную деятельность и даже как-бы удовлетворяет нравственно 3). „Те радостные впечатления, говорит д-р Пясковский 4), которые во множестве получает человек, работающий среди живой природы и видящий, как прежде безжизненный пласт земли оживляется, претворяясь магическим действием культуры в чудо растительных форм, от которых так и брызжет жизнью, красотой;—эти все впечатления не могут не действовать оздоравливающим образом на психику работника и на его нервную систему44.

Отсюда видно, с одной стороны, что сельскохозяйственные знания имеют большое значение не только для тех, кто остается в деревне, но и для тех, кто из нея выходит, а с другой стороны, что раз эти знания считаются необходимой частью общого образования даже в промышленной Европе, но тем, более полезны они для насъ—для нашей земледельческой России, где, помимо своего общеобразовательного значения, они будут научать крестьян и продуктивно работать.

Но в целях борьбы с алкоголизмом недостаточно научить народ только сознательно трудиться, а надо внушить ему и правильное уменье развлекаться.

В настоящее время наша школа, как это особенно картинно представил доктор философии Иенского университета Герман Литц 5) совершенно игнорирует этот вопрос и представляет ученикам самостоятельно разрешать его в случайных никем нерегулируемых товарищеских кружках, приучаю-

]) Эдмонд Демулена Новое воспитание стр. 122.

3) Edmond Demolins Aquoi Xieux la superorix6 des Anylosaxon.

Syllabus for elementary Schoole

3) Глеб Успенский „Поэзия земледельческого труда" т. ѴШ, стр. 20.

4) Пясковский „о взаимном оздоровлении интеллигенции и народа-.

5) См. соч. его Emlohstobba (то-есть анаграмма рац. школы в

цитир. по Э. Д.