Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 648   >>>

  

— 648 —

„Творчество земледельческого труда, поэзия его, его многосторонность,—говорить Глеб Успенский '), составляет для громадного большинства нашего крестьянства „естественный жизненный источник работы мысли, источник взглядов на все окружающее". В условиях земледельческого труда ночернает оно философские взгляды, в условиях этого труда работает его мысль, творчество; в этом же труде обретает оно освежающия душу поэтические впечатления*1 2). А между тем, ведь надо признать, говорит тот же автор :1), что в лице крестьян мы обладаем образцовешннм типом существования человеческого". А поэтому „надо делать нее", чтобы этот тип только превратился в сознательно образцовейший н перестал быть образцовым бессознательно. Образчик этого образцового существования и должен лечь к основание школы**. Такую же мысль проводил в свое время и покойный Кривенко 4). Так говорят великие знатоки русского народа. Но первый из нихъ—Глеб Успенский убедился еще и в том, что „в жизни крестьян все исходит из источника не выдуманного, а действительного, реального “. Всякия же знания, непосредственно к жизни не относящияся, т. е. „понятия чисто-книжные, бумажные и т. д. должны, по его словам, непременно оказаться безплодными" 6). Поэтому при основании нормальной сельской начальной школы следует удалить из нея все это отвлеченно „книжное и бумажное", и прежде всего надо исключить, так сильно развитое теперь, теоретическое изучение грамматики и правописания. Родной язык, говорит Рауль Фрари, загромождают у нас грамматикой, орфографией и анализом. Вокруг него как бы нарочно воздвигают целые стены правил, отвлеченности!, тонкостей и хитросплетений, как будто бы для того, чтобы поселить в детях отвращение к занятиям. „Не сообщай ученику готовых грамматических правил, а делай так, чтобы он сам выводил общия правила при своей практике". Такое наставление повторяется чуть не на каждой странице новейшого руководства для американских учителей в). По словам Эдмонда Демулена, грамматика, орфография и стиль усваиваются только блогодаря частому чтению. А чтобы приучить людей читать, надо их убедить, что книга может представить им только живой интерес 1), а не сухую мертвящую отвлеченность. Соответственно этому, теоретическия объяснения и других учебных предметов и явлений также должны сопровождаться какими-нибудь практическими примерами из жизни. Это прекрасно достигается тем школьным ручным трудом, (так наз. Manual Training), который

’) Гл. Усп. поэзия земледельческого труда, стр. 23, т. ѴШ.

3) Ibidem, стр. 31.

3) Гл. Усп. т. ѴШ „Безпомощность**, стр. 163.

*) Кривенко—.Физический труд, как необходимый элемент образования*.

4) Глеб Успенский.— «Не суйся», т. VIII.

6) Course of etudy and Syllabus for. Elementary Schools Albany 1908 r.

7) Ibidem.

— 649 —

является самым первым предметом лучших англосаксонских школ и который почти совершенно отсутствует в наших школах. Manual Training *) означает собой рисование, лепку, плетение и склеивание различных полезных и изящных вещей и, наконец, шитье и кухонное искусство.

Эти занятия, помимо упражнения рук, подают повод к восприятию детьми различных общих физических законов, приучают сознательно и аккуратно относиться ко всякой работе и способствуют развитию наблюдательности, так как заставляют детей замечать в предмете даже самые мельчайшия'его детали. Для русских крестьянских детей эти работы, по возможности с первых же шогов, должны носить уже более или менее практический характер.

Так должны быть поставлены классные занятия учеников. Но главной задачей нашей народной школы должно быть стремление убедит, не столько малолетних детей, сколько их почтенных отцов, в полезности сообщаемых ею грамотности и просвещенности для общого крестьянского быта. А для доказательства этого, школьный учитель, как первый образец плода от такого просвещения, должен быть в глазах крестьян самым положительным типом. Он не должен проводить своего многомесячного вакационного времени в полном и, с точки зрения крестьян, даже в циничном безделье, а обязан употреблять его на ведение такого же сельского хозяйства, какое ведут крестьяне, но только демонстративно внося в него света своей просвещенности в виде рацемизации и интенсификации всех своих практических приемов. Для этого земство должно снабжать учителей обычными крестьянскими наделами, давать им ссуды на орудия и скот, а также всеми способами содействовать внушению им научно-практических сельскохозяйственных знаний. Только такие истинные народные учителя, способные через свой просвещенность выяснять крестьянам их самые насущные жизненные вопросы, и могут снискать, действительно, уважение крестьян, как к себе, так и к своему просвещению и культуре.

А руководимая таким наставником школа, поддерживая природную любовь нашего крестьянина к продуктивному труду, вместе с тем, ставила-бы этот труд на культурно-рациональ-ную почву. Так должна быть поставлена начальная школа по крайней мере в земледельческих районах. Ко цитированный выше француз Эдмонд Демулен придает практическим сельскохозяйственным знаниям в общеобразовательной школе еще более широкое значение. „Эти знания, говорит он, полезны также и теми», кто посвящает себя свободным профессиям: наши ученые часто не знакомы с самыми элементарными сведениями из сельской жизни и это сильно чувствуется, когда им приходится творить или писать по этому предмету. Людям, занимающимся

!) Ibidem.