Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 650   >>>

  

— 650 -

политикой—чиновникамъ—также необходимо иметь правильные взгляды на земледелие, которому они так часто наносят вред свом непростительным невежеством 1).

Так смотрят -на сельскохозяйственные знания во Франции. Но оказывается, что практическое земледелие считается одним из самых важных предметов лучших общеобразовательных школ и в Англии 2).

Следовательно практическия занятия по сельскому хозяйству являются естественной составной частью нормального общого образования вообще, так как они важны не только в прикладном смысле, но главным образом потому, что содержат в себе все способствующее развитию человеке наблюдательности, находчивости, предусмотрительности, здоровья и нравственной удовлетворительности.

Но словам Глеба Успенского, „земледельческий труд со-всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями, поглощает... Мысль, сосредоточивает в себе почти всю..... умственную и даже нравственную деятельность и даже как-бы удовлетворяет нравственно 3). „Те радостные впечатления, говорит д-р Пясковский 4), которые во множестве получает человек, работающий среди живой природы и видящий, как прежде безжизненный пласт земли оживляется, претворяясь магическим действием культуры в чудо растительных форм, от которых так и брызжет жизнью, красотой;—эти все впечатления не могут не действовать оздоравливающим образом на психику работника и на его нервную систему44.

Отсюда видно, с одной стороны, что сельскохозяйственные знания имеют большое значение не только для тех, кто остается в деревне, но и для тех, кто из нея выходит, а с другой стороны, что раз эти знания считаются необходимой частью общого образования даже в промышленной Европе, но тем, более полезны они для насъ—для нашей земледельческой России, где, помимо своего общеобразовательного значения, они будут научать крестьян и продуктивно работать.

Но в целях борьбы с алкоголизмом недостаточно научить народ только сознательно трудиться, а надо внушить ему и правильное уменье развлекаться.

В настоящее время наша школа, как это особенно картинно представил доктор философии Иенского университета Герман Литц 5) совершенно игнорирует этот вопрос и представляет ученикам самостоятельно разрешать его в случайных никем нерегулируемых товарищеских кружках, приучаю-

]) Эдмонд Демулена Новое воспитание стр. 122.

3) Edmond Demolins Aquoi Xieux la superorix6 des Anylosaxon.

Syllabus for elementary Schoole

3) Глеб Успенский „Поэзия земледельческого труда" т. ѴШ, стр. 20.

4) Пясковский „о взаимном оздоровлении интеллигенции и народа-.

5) См. соч. его Emlohstobba (то-есть анаграмма рац. школы в

цитир. по Э. Д.

щих иногда детей ко всевозможным порокам. Поэтому на обязанность школы должно лечь устройство для учеников и рациональных развлечений.

В городах для этой цели могли-бы быть устроены особые ученические клубы, где дети и подростки могли-бы проводить иочти все внешкольное и вечернее время и находит для себя все, что способствовало-бы их всестороннему развитию, а также приятному и полезному времяпрепровождению. Эти клубы, лишенные, конечно, всякой политической окраски, могли-бы взять себе за образец функционирующия теперь во многих местах, так называемых „Маяки"1).

В этих клубах наряду с различными лекциями, музыкальными классами, разговорами на иностранных языках, библиотеками, всевозможными играми и снортами устраивались-бы и рациональные физическия упражнения тела; и здесь-же несостоятельные и мало успевающие ученики находилн-бы возможность совместного с другими выполнения домашних уроков и занятий.

Таким образом ученические клубы, удерживая молодые поколения от всяких случайных увлечении и пороков, нриучал^и-бы их к правильному общественному образу жизни, основанному на самых блогородных и безусловно трезвых принципах. Самая обстановка, как это наблюдается теперь в „Маякахъ*1, действовала-бы облогораживающим образом на всех посетителей этих клубов; и всякия грубые выходки со стороны отдельных лиц являлись-бы столь резким диссонансом к общему настроению всех, что ни у кого не вызывали-бы к подражанию, ни к повторению их никакой охоты.

Так можно было-бы устроиться в городах. Но отсутствие всяких забот о научении молодых людей рациональным развлечениям сильно дает себя знать и в деревне. И здесь порывы молодых сил также не находят себе надлежащих направлений и выражаются нередко в так называемых молодецких удолях и проказах в роде поджогов, конокрадства, взаимных драк, азартных игр, смертоубийств и пьянства.

Осуществление вышеописанных клубов в деревне может встретить пока непреодолимые препятствия; но за то огромную пользу могли-бы оказать на деревенскую молодежь столь сильно распространенные повсюду заграницей,так называемые, „Сокольей организации44 2). Производство „сокольскихъ“ физических упражнений (с чего-бы пока только и следовало начать дело) могло-бы происходить у нас, как и вся современная деревенская общественная жизнь, пока и под открытым небом. ИИе-отъемлемые-же от сокольства основные нравственные устои, незаметно залегая при этом в крестьянския сердца, могли-бы и

') См. издания общ. Маяк в Петербург.

2) См. Д-р Шеинер: Sokol, а также: Клюжев. Сокольство (Голос правды 1909 г.). Комаров: По славянским землям и др.

42