Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 633   >>>

  

— ш —

жизнерадостное настроение, которое не покинет нас за нее то время, когда мы будем нести жизнь, вполне согласную с указаниями Творца миров и вместе с тем нашего Спасителя и Освободителя.

Иаким образом, если мы не знаем, к чему стремится человечество и даже — того, что с нами будет завтра, то зато со всею ясностью и точностью, со всею реальностью мы представляем все то, что нам надо делать и все то, чего не следует делать, так как все это и свойственно природе, естеству нашего внутренняго, нравственного самосознания в здоровом состоянии, и все это предначертано в Евангелии.

Итак, жизнь есть жизнь, а не смерть, т. е. жизнь есть движение и изменение и, как мы убеждены, движение вперед. Если же мы не движемся, не живем то мы уподобляемся, как сказано, ходячим и смердящим гробам. Должно быть ясно для всякого непредубежденного человека, что наше движение вперед последует в том только случае, если мы будем осуществлять на деле Евангельския истины или указания нашего Спасителя и Освободителя, насколько хватит сил. Указания эти вкратце могут быть формулировании такими словами: „Отстраняться от всякого зла и идти ко всему доброму, стараясь жить ио-Божоски, но-христиански, постоянно трудясь и работая на пользу ближних и родины и над своим усовершенствованием и с тем вместе, при оеложнившихся жизненных условиях, постоянно учась и уча других многому—полезному и доброму4*.

Итак, задача воспитания и самовоспитания вообще сводится к подъему нашего внутренняго религиозного сознания в каждом человеке, к подъему христианства в нем, чувства любви к ближним, а смысл нашего существования заключается в носильном и деятельном проведении в жизнь христианства каждым из нас *).

3.

Степень развития личности, конечно, измеряется не одним только религиозным настроением, но главным образом те»ми

*) В сказанном ничего нет нового. Так, Я. Я. Пирогов утверждал следующее: „Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных (соч. Пиро-гова, т. I, стр. 168)“. „Развитие индивидуальной личности и всех присущих ей свойств,—вот, по моему мнению, талисман наш против недугов века (т. I, стр. 270)“.

„Положительное утверждение своего безусловного значения личность находит в христианстве, как в откровении богочеловека Христа (Вл. Соловьев, Реальн. Энцикл. Брокгауза)44.

Говорят социалисты (воинствующие), что религия есть средство отвлечь внимание и усыпить волю обездоленных к действию и борьбе. Это неправильно или, вернее, этого не должно быть. Истинная религия, религия не одних только обрядов, а и духа ея, напротив, привлечет внимание людей разумных и людей со средствами к положению бедных. Социология же должна быть одним из методов для практического утроения жизни на началах христианской религии.

- 634 —

делами, которые обнаруживает личность, согласно такого рода (^строению.

Опрашивается, что же должен делать русский интеллигентный человек в частности, чтобы он мог ясно усмотреть в своем существовании глубокий смысл, чтобы он могь вполне удовлетвориться своим делом, а не искал бы временного и потом окончательного забвения пустоты своей жизни в алкогольном и ином наркозе?

Ответ на этот вопрос могут дать, с одной стороны, наблюдения и оценка нашей жизни, с другой, наше внутреннее религиозное настроение, наш ум и сердце, побуждающие нас идти ко всему высокому и доброму или отстраняться от всего низкого, отрицательного и ненужного. В таком-то отношении ка, действительности могут скрываться очень удобные случаи для обнаружения человеком подвигов, в видах личного усовершенствования и в видах пользы для родины и ближних.

Пусть все, что до сих нор делалось у нас на Руси, делалось именно так, как оно и должно было делаться... Другое дело, можем ли или не можем мириться со всем, что делалось до сих пор у нас. Разумеется, с очень и очень многим мы мириться не можем и не должны мириться.

Но тут почти всегда у нас, у русских, возникают крупные недоразумения. Дело в том, во-нервых, что, вследствие особого рода спячки, многие из нас высказывали и высказывают отрицательное отношение к различным сторонам нашей жизни, но из этого ровно ничего не выходит, кроме, в лучшем случае, хороших слов и горячих фраз, а зло но прежнему остается злом, так что для уничтожения зла на деле-то очень часто или ровно ничего не предпринимается, или предпринимается наполовину. Вообще же, во-вторых, многие из нашей интеллигенции имеют обыкновенно очень строго относится к недостаткам других и довольно снисходительно к недостаткам у себя; во всем довольно легко прощают себе и ни в чем не прощают другим; во всем винят других, а себя ни в чем. В этом кроется большое наше несчастье.

Ибо личность человека, а за ним всего общества, будет на верном пути своего развития, но только в том счучае, если человек отнесется возможно более строго к себе. по-хрн-стиански, без всякого послабления к своим недостаткам, вырывая зло с корнем, и по-христиански-же возможно более снисходительно к недостаткам других, входя сочувственно в их положение и состояние. Обратное отношение к отрицательным сторонам своим и других может повести не к развитию, а к застой и даже хаотическому состоянию личности и всего общества.

С чем же мы не должны мириться и от чего мы должны избавиться в видах нашего личного усовершенствования? Другими словами: где кроется упадок личности среди русской интеллигенции?