Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 634   >>>

  

- 634 —

делами, которые обнаруживает личность, согласно такого рода (^строению.

Опрашивается, что же должен делать русский интеллигентный человек в частности, чтобы он мог ясно усмотреть в своем существовании глубокий смысл, чтобы он могь вполне удовлетвориться своим делом, а не искал бы временного и потом окончательного забвения пустоты своей жизни в алкогольном и ином наркозе?

Ответ на этот вопрос могут дать, с одной стороны, наблюдения и оценка нашей жизни, с другой, наше внутреннее религиозное настроение, наш ум и сердце, побуждающие нас идти ко всему высокому и доброму или отстраняться от всего низкого, отрицательного и ненужного. В таком-то отношении ка, действительности могут скрываться очень удобные случаи для обнаружения человеком подвигов, в видах личного усовершенствования и в видах пользы для родины и ближних.

Пусть все, что до сих нор делалось у нас на Руси, делалось именно так, как оно и должно было делаться... Другое дело, можем ли или не можем мириться со всем, что делалось до сих пор у нас. Разумеется, с очень и очень многим мы мириться не можем и не должны мириться.

Но тут почти всегда у нас, у русских, возникают крупные недоразумения. Дело в том, во-нервых, что, вследствие особого рода спячки, многие из нас высказывали и высказывают отрицательное отношение к различным сторонам нашей жизни, но из этого ровно ничего не выходит, кроме, в лучшем случае, хороших слов и горячих фраз, а зло но прежнему остается злом, так что для уничтожения зла на деле-то очень часто или ровно ничего не предпринимается, или предпринимается наполовину. Вообще же, во-вторых, многие из нашей интеллигенции имеют обыкновенно очень строго относится к недостаткам других и довольно снисходительно к недостаткам у себя; во всем довольно легко прощают себе и ни в чем не прощают другим; во всем винят других, а себя ни в чем. В этом кроется большое наше несчастье.

Ибо личность человека, а за ним всего общества, будет на верном пути своего развития, но только в том счучае, если человек отнесется возможно более строго к себе. по-хрн-стиански, без всякого послабления к своим недостаткам, вырывая зло с корнем, и по-христиански-же возможно более снисходительно к недостаткам других, входя сочувственно в их положение и состояние. Обратное отношение к отрицательным сторонам своим и других может повести не к развитию, а к застой и даже хаотическому состоянию личности и всего общества.

С чем же мы не должны мириться и от чего мы должны избавиться в видах нашего личного усовершенствования? Другими словами: где кроется упадок личности среди русской интеллигенции?

— 635 —

Никоим образом нельзя мириться с таким состоянием личности, которое можно рассматривать онять-таки как особого рода спячку, наблюдающуюся среди русских довольно часто и во многих сторонах их жизни. На первом плане надо поставить отсутствие постоянного сознания идеала, отсутствие религиозности и ослабление ея у многих из нас, как выражение некоторой хаотичности и сонного состояния личности. Далее, чисто формальное отношение к своим обязанностям и бюрократизм среди многих русских людей представляют результат значительного упадка духа и энергии в личности. Сюда же мы относим следующия болезни и порочности в личности, наблюдающияся среди нашей, так называемой интеллигенции, а именно: хулиганство (смешивание с грязью всего на свете ради тенденции, ради партийных и иных неблоговидных целей); бося-чество (ради тех же целей—возвеличение всего грязного и даже преступного); наши жалкия политическия партии и в особенности крайняго левого направления; религиозное изуверство и религиозная нетерпимость; шовинистический национализм (вражда лиц различных народностей, стремление поглотить другую народность); пьянство; чревоугодие (переедание); картежный наркоз, и ироч. К нашим же недостаткам надо отнести отсутствие правильного и определенного взгляда на то, что следует подразумевать пода, словами—„развитие личности*4.

Разумеется, упомянутым не исчерпываются вполне отрицательные качества, наблюдающияся среди русских, и перечисленные недостатки присущи и другим народам, в которых они сказываются то в больших, то в меньших размерах, чем у русских. Внутренния качества взрослых интеллигентных людей часто бывают много ниже качества детей, которых они призваны учить и воспитывать. Взрослые часто обнаруживают: мелочность, безрассудство, непостоянство, раздражительность, неуживчивость, вздорность, нетерпимость, злопамятность, тщеславие, лживость и ир.

По, к счастью, русские люди, в общей сложности обладают положительными и, можно сказать, идеальными качествами в гораздо большей мере, чем отрицательными, вследствие чего, последния, в силу контраста с первыми, так резко и бросаются в глаза. На рассмотрении положительных качеств мы останавливаться не будем, так как считаем их общеизвестными. Скажем только, что эти качества присущи издавна нашему народу *), который этой своею стороной влиял в блогоприятном смысле на наших первоклассных мыслителей, поэтов, напр., на Достоевского, Л. Толстой и др.

Таким образом, русские интеллигентные люди, получив определенное религиозно-нравственное воспитание, в своем народе всегда имеют пред собой примеры добрых личных качеств,

1) См. „О русском национальном самосознании*4, очерк проф. В. И. Ни Кольского, СПБ., 1907 г.; цг журнала—„Славянския Известия*.

41