Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 631   >>>

  

— 631 —

тупости. Половина мужчин уродуется так называемым умеренным употреблением алкоголя“ *).

Итак, при умеренном употреблении алкогольных напитков рано или поздно, но почти всегда развиваются болезненные уклонения в психическом отношении, а именно—вырождение (дегенерация) личности, на некоторые симптомы которого мы только-что указали, и кроме того от умеренного пьянства, как было сказано, могут развиться и выраженные болезненные формы в иных направлениях.

С другой стороы, вполне нормальная личность и, следовательно, более или менее высокия качества ея —несовместимы с постоянным употреблением алкоголя, хотя бы и в незначительных количествах. Поэтому разумное воспитание и самовоспитание личности, подъем ея в умственном и нравственном отношении может послужить одним из средств для предупреждения и устранения алкоголизма и пьянства, т. е. средством, ведущим человека к вполне трезвой жизни.

2.

В виду чрезвычайной важности затронутой нами темы, представляется настоятельная необходимость вникнуть в нее возможно глубже. Поэтому прошу многоуважаемых товарищей извинить меня, что я касаюсь здесь области, чуждой медицине и относящейся к внутреннему миру человека. Впрочем, известию, что медицина соприкасается со всеми сторонами жизни человека.

Оговоримся предварительно, что, говоря о воспитании, как об одной из мер против алкоголизма и пьянства, мы подразумеваем не какое-либо особое, так сказать специфическое воспитание, способное отвратить человека от пьянства, а то самое' воспитание, которое всегда требовалось и будет требоваться для всякого человека.

Спрашивается прежде всего, каким путем развитие личности может и должно предупредить и устранить алкоголизм и ньян ство и повести к совершенно трезвой жизни?

Ответь на этот вопрос можно найти, только продумав и прочувствовав и, следовательно, сознав с ясностью сущность и направление естественного и вполне нормального воспитания и самовоспитания вообще и в частности и в особенности—-воспитания русских людей в наше время.

Итак, в самом начале мы обязаны обратить внимание на то, из чего должны вытекать сущность и направление воспитания для всякого человека, т. е. должны выяснить смысла» существования человека и/а земле.

Ignoramus et ignorabimus, как вполне справедливо, провозгла-

l) Випде, Я. Die Alkoholfrage. Об умеренном употреблении алкоголя, пер., 1896 г., стр. 33.

— 632 —

сил в своей речи Du Bois-Reymond, знаменитый ученый и мыслитель, так много сделавший для науки, для познания истины.

И действительно, перед необъятной массой всего неведомого к мире—вряд-лн мы когда-либо удовлетворимся вполне теми обрывками знаний, какими обладают науки, и вряд-лн эти обрывки знаний хотя сколько нибудь указывают нам на действительную сущность вещей и явлений в природе. Всюду переда» нами неизвестное, тайное и чудесное: тайна и чудо на небе, тайна и чудо на земле, а наибольшая тайна и наибольшее чудо—в нас самих, в нашей жизни, нашей смерти и в особенности— в чудной способности нашей познавать мир и окружающее нас... но (пока?) только в ограниченных пределах, настолько, насколько это необходимо для достижения различного рода практических целей, полезных и необходимых для нашего разумного существования при большем или меньшем удовлетворении людей своею деятельностью...

Тайна в гармонии во вселенной, тайна в законосообразно-стях повсюду...

Тайну для нас составляет, конечно, и то, ка» чему идет все сущее на земле, к чему стремится человечество... Мы не можем знать даже и того, что будет с нами завтра и как будем себя чувствовать и сознавать тогда, если и будем живы.

Но ум и чувства человека его здравый смысл и все существо наше никоим образом не могут допустить, не могут примириться с существованием темноты и тайны: человекъ—создание4 Света и для Света. Мы никак не можем допустить существование какпх-либо явлений и предметов без причины их, существование мира и вселенной без их Творца, без существования в мире Великого, Могущественного и Вечного, от Которого зависит все сущее на земле и во вселенной и жизнь каждого из нас Словом, все говорить нам за существование другого мира, кроме того видимого мира, который познается грубыми чувствами не одними людьми, но и животными. В виду этого, перед нами два исхода: или сознание темноты и хаоса решительно повсюду, совершенно неприемлемое ни нашим умом, ни сердцем и наводящее на паса» тоску, делающее существование наше лишенным всякого смысла и побуждающее человека ка» самоубийству, если он не пожелает жить рабом пороков и страстей и жить на манер бессмысленных скотов; или перед нами нечто совершенно иное, и мы сознаем существование4 другого мира, кроме того, который питает нас и животных: перед нами мир кристально чистый, светлый и идеальный, к которому со всею силой стремится наша душа—наш ум, сердце и все наше существо. Отвергая тьму и хаос и принимая Свет, Творца мира, Спасителя нашего от смерти, самоубийства и Освободителя людей от рабства тьмы, пороков и страстей и все очень многое и важное, что связано с представлением Божества, с исповедуемой нами религией, — жизнь наша тогда только одухотворили, наполнится глубоким смыслом, и нами овладеет