Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 630   >>>

  

- 630 —

Остановимся еще на алкогольном поражении личности, как на более характерном и глубоком при умеренном пьянстве. При игом, как известно, улучшается настроение и происходит некоторое возбуждение и веселость. Спрашивается, как же эти признаки связать с явлениями паралича головного мозга от алкоголя? Объясняется это кажущееся противоречие таким образом. Как известно из физиологии, настроение и общее чувство зависит от общого состояния организма, от его психического и соматического состояния, а также от различного рода окружающих условий приятного и неприятного свойства для данного индивидуума, от житейских треволнений и ир. Нормальный организм, будучи большею частью под гнетом такого рода условий, находится более или менее в озабоченном и даже в подавленном настроении, что является стимулом со стононы природы организма с целью поставить его в лучшия условия по отношению к окружающей среде, побудить его к более разумному отношению к себе, к людям и ир. Алкоголь, уже в незначительных количествах принятый внутрь, подавляет блогодетельный голос природы и парализует окончательно или только временно восприятия всех этих и подобных им ощущений, оза-бочнвавших ранее личность, и вследствие всего этого настроение выпившого улучшается и обнаруживается веселость. Но при этом, конечно, происходит упадок душевных и физических сил организма и большее или меньшее приближение его к чисто животному состоянию.

Как известно большинство европейских и русских ученых и писателей признают почти единогласно подавляющее влияние отдельных приемов алкоголя на умственную работу, на поэтическое творчество и другие психические процессы, при явном упадке критической способности. Выяснено, что алкогольные напитки могут поражать психическую сферу и гораздо глубже, затрогивая личность еще более в умственном и нравственном отношении, обезболивая ее окончательно и лишая ее энергии и сознания смысла существования на земле. Припомним здеси» слова профессора Бунге, сказанные им но поводу чрезмерного употребления немцами нива: „Алкоголь делает человека невосприимчивым к самым блогородным наслаждениям жизни; он ведет к общему отупению. Блогодаря подавлению идеального чувства, алкоголь становится сильнейшим тормазом нравственного прогресса человечества. Хронический наркоз, сивушное отупение не позволяет даже возникнуть в народе сознанию отсутствия в нем нравственного идеала. А где проснется хоть какой-нибудь голос совести, там зальют его алкоголем. Где появится хоть какое нибудь стремление к более блогородным наслаждениям, там его смоют безпрерывным потоком нива. Это исчезновение идеального чувства уже внешним образом сказывается в человеке. Настроение человека отпечатывается на его лице. Посмотрите на пьющих людей:, как постепенно исчезают на их лицах более блогородные черты и уступают место выражению

— 631 —

тупости. Половина мужчин уродуется так называемым умеренным употреблением алкоголя“ *).

Итак, при умеренном употреблении алкогольных напитков рано или поздно, но почти всегда развиваются болезненные уклонения в психическом отношении, а именно—вырождение (дегенерация) личности, на некоторые симптомы которого мы только-что указали, и кроме того от умеренного пьянства, как было сказано, могут развиться и выраженные болезненные формы в иных направлениях.

С другой стороы, вполне нормальная личность и, следовательно, более или менее высокия качества ея —несовместимы с постоянным употреблением алкоголя, хотя бы и в незначительных количествах. Поэтому разумное воспитание и самовоспитание личности, подъем ея в умственном и нравственном отношении может послужить одним из средств для предупреждения и устранения алкоголизма и пьянства, т. е. средством, ведущим человека к вполне трезвой жизни.

2.

В виду чрезвычайной важности затронутой нами темы, представляется настоятельная необходимость вникнуть в нее возможно глубже. Поэтому прошу многоуважаемых товарищей извинить меня, что я касаюсь здесь области, чуждой медицине и относящейся к внутреннему миру человека. Впрочем, известию, что медицина соприкасается со всеми сторонами жизни человека.

Оговоримся предварительно, что, говоря о воспитании, как об одной из мер против алкоголизма и пьянства, мы подразумеваем не какое-либо особое, так сказать специфическое воспитание, способное отвратить человека от пьянства, а то самое' воспитание, которое всегда требовалось и будет требоваться для всякого человека.

Спрашивается прежде всего, каким путем развитие личности может и должно предупредить и устранить алкоголизм и ньян ство и повести к совершенно трезвой жизни?

Ответь на этот вопрос можно найти, только продумав и прочувствовав и, следовательно, сознав с ясностью сущность и направление естественного и вполне нормального воспитания и самовоспитания вообще и в частности и в особенности—-воспитания русских людей в наше время.

Итак, в самом начале мы обязаны обратить внимание на то, из чего должны вытекать сущность и направление воспитания для всякого человека, т. е. должны выяснить смысла» существования человека и/а земле.

Ignoramus et ignorabimus, как вполне справедливо, провозгла-

l) Випде, Я. Die Alkoholfrage. Об умеренном употреблении алкоголя, пер., 1896 г., стр. 33.