Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 625   >>>

  

учеников особые тетрадки. Особенно рекомендуется заводить тетради списывания для ./трезвенных4* статей и стихов. Тетради эти должны оыть передаточными (кочевого типа), т. е. в каждой из них должен выполнить свой работу каждый ученик поочередно. Из таких тетрадей возможно создать для школы отличные сборники для чтения рукописного, которые в то же время явятся и трезвенными хрестоматиями. Курс, понятно, должен сопровождаться рассматриванием картин и наглядных пособий но анатомии и физиологии.

Предлагаемая нами программа обнимает совершенно достаточный минимум знаний по предмету учения о трезвости и при-ложима к курсу всех наших элементарных школ, независимо от их типа.

Курс учения о трезвости должен быть введен законодательным порядком в ближайшее время во все наши школы, причем широкая организация подготовки народных учителей к новому делу должна начаться теперь же.

Подготовка эта двоякого рода—теоретическая и практическая. Для получения первой учителю нужны особые курсы, лекции, собрания для разработки деталей преподавания. Самое главное в практической подготовке это—подготовить из себя не только умелого пропагандиста трезвенных идей, но убежденного трезвенника. Ибо личный пример наставника — все. Разлад этого поведения с преподаваемыми положениями трезвости только развратит детей. Н целях трезвенного самоусовершенствования необходимо предоставить народным учителям возможность со здать свои профессиональные общества трезвости. Эти общества могли бы также работать над методикой нового предмета и надеемся, принесли бы русской школе много пользы...

Множество людей, сильных но своему общественному положению, так или иначе, прямо или косвенно, заинтересовано в сбыть опьяняющих напитков. Для многих мысль о всеобщей трезвости ненавистна уже потому, что трезвость эта не только лишит их материальных выгод, но и затронет больные вопросы их существования. В Бельгии, например, дело школьной борьбы долго не налаживалось именно потому, что капиталисты и власть имущие люди, построившие свое блогополучие на народном пьянстве, охраняя свои капиталы и прибыли, не позволяли учителям работать в желательном направлении,—грозили, закупали, заставляли давать о трезвенном движении ложные отчеты. Это надо иметь в виду и нам. Пока работа трезвости идет нестройно, неустойчиво, охранители пьянства не мешают работе. Они понимают, что результаты ея легко могут быть разрушены. Но когда трезвость грозит перейти в широкое, стройное и сознательное движение, — тогда они обрушиваются на нее всеми доступными им средствами. Особливо опасна для сеятелей пьянства именно школьная борьба, как дающая наиболее устойчивые результаты. Для ея ослабления будет пущено в ход все, — и угрозы, и клевета, и гонения, и подкуп. Необходимо, поэтому,

— 626 —

заранее усчитать это явление и обезпечить нашим народным учителям вполне безопасное осуществление курса.

Для обезпечения этого было бы пока достаточно установления двух условий:

1) чтобы увольнение учителей от должности стояло в зависимости от суда, а не от административного усмотрения, столь широко практикуемого ныне;

2) чтобы попечителями школ не могли быть люди, заинтересованные в сбыте спиртных напитков, напр., водочные и пивоваренные заводчики, содержатели питейных заведений, чины акцизного ведомства, акционеры компаний винного промысла и пр.

В заключение имею смелость предложить Съезду при ходатайстве в Думу о проведении законодательным порядком вопроса о курсе трезвости приложить, в качестве материала, выработанную Съездом примерную программу курса и желательные положения соответственного законопроекта.