Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 624   >>>

  

— 624 —

Исключительно на беседаха, же протекает курс и во втором отделении школы. Здесь уже беседы разлагаются на циклы:

1) Действие пьянства на личность.

2) Действие пьянства на общество.

4) >челие Церкви о трезвости.

4) Положительные стороны трезвости и борьба за нее.

Метод ведения беседа, такой же, как и для первого года: учитель читает специально подобранный рассказа,, но возможное™ художественный, и целым рядом вопросов доводить .детей до уяснения идеи произведения. Беседы должны сопровождаться раз-сматриваниема, соответствующиха, картина,.

Ученики должны иметь особые тетради и заносить туда вывода» каждой беседы в виде'краткого изречения или положения. Краткия записи, ва> конце концов, должны представить из себя связный очерк. На, эти же тетради заносятся диктовки и сочинения па темы о трезвости, условия и решения соответствующих задач и, наконец, разученные наизусть басни и стихотворения.

Иа> третьем и четвертома* отделениях можно пройти краткий законченный курса, основа, трезвости. Для трехгодичной школы он может быть сокращена, в деталях, для четырехгодичной — расширена,. Программа такова.

I. Происхождение и свойства алкогольных напитков. Бода и спирт.—Спирта, в вине.—Производство виноградного вина.— (’пирта в ниве.—Производство пива.—Чистый спирт.—Фабрикация водки.—Эфира,.—Свойства спирта.

II. Действие алкоголя на человеческий организм. Скелета» человека.—Мускулы.—Действие алкоголя на костную и мускульную ткани.—-Дыхание.— Заболевания гортани и легкиха,.—Кровообращение.—Заболевание и изменения сердца и сосудова,.—Пищеварение.—Заболевание пищеварительного аппарата и ночек.— Как алкоголь входит ва> кровь, мозг, нервы.—Острое отравление алкоголем.—Алкоголизма, нервной системы.—Опровержение ложных представлений об алкоголе, как полезнома, для организма веществе.—Вырождение.

III. Зло, вносимое алкоголизмом в мир. (Влияние пьянства на государство и общество. Сведения, необходимые для ясного понимания этого).

IV. Положительные ка^сества трезвости.

V. Борьба за трезвость. Ея формы. — Обязанность каждого разумного человека принимать ва> ней деятельное участие. — Русские деятели трезвости.

При выполнении данной программы необходимо, конечно, считаться с общим развитием учеников и, ва, зависимости от него, в ту или иную сторону изменять элементарность форма» сообщения знаний.

Учебников пока не существует, но вскоре Аллександро-Невское Общество трезвости выпускает нашу книжку „Учение о трезвостиu (специальный учебник для народныха» школ).

Ва> старших отделениях также должны быть заведены для

учеников особые тетрадки. Особенно рекомендуется заводить тетради списывания для ./трезвенных4* статей и стихов. Тетради эти должны оыть передаточными (кочевого типа), т. е. в каждой из них должен выполнить свой работу каждый ученик поочередно. Из таких тетрадей возможно создать для школы отличные сборники для чтения рукописного, которые в то же время явятся и трезвенными хрестоматиями. Курс, понятно, должен сопровождаться рассматриванием картин и наглядных пособий но анатомии и физиологии.

Предлагаемая нами программа обнимает совершенно достаточный минимум знаний по предмету учения о трезвости и при-ложима к курсу всех наших элементарных школ, независимо от их типа.

Курс учения о трезвости должен быть введен законодательным порядком в ближайшее время во все наши школы, причем широкая организация подготовки народных учителей к новому делу должна начаться теперь же.

Подготовка эта двоякого рода—теоретическая и практическая. Для получения первой учителю нужны особые курсы, лекции, собрания для разработки деталей преподавания. Самое главное в практической подготовке это—подготовить из себя не только умелого пропагандиста трезвенных идей, но убежденного трезвенника. Ибо личный пример наставника — все. Разлад этого поведения с преподаваемыми положениями трезвости только развратит детей. Н целях трезвенного самоусовершенствования необходимо предоставить народным учителям возможность со здать свои профессиональные общества трезвости. Эти общества могли бы также работать над методикой нового предмета и надеемся, принесли бы русской школе много пользы...

Множество людей, сильных но своему общественному положению, так или иначе, прямо или косвенно, заинтересовано в сбыть опьяняющих напитков. Для многих мысль о всеобщей трезвости ненавистна уже потому, что трезвость эта не только лишит их материальных выгод, но и затронет больные вопросы их существования. В Бельгии, например, дело школьной борьбы долго не налаживалось именно потому, что капиталисты и власть имущие люди, построившие свое блогополучие на народном пьянстве, охраняя свои капиталы и прибыли, не позволяли учителям работать в желательном направлении,—грозили, закупали, заставляли давать о трезвенном движении ложные отчеты. Это надо иметь в виду и нам. Пока работа трезвости идет нестройно, неустойчиво, охранители пьянства не мешают работе. Они понимают, что результаты ея легко могут быть разрушены. Но когда трезвость грозит перейти в широкое, стройное и сознательное движение, — тогда они обрушиваются на нее всеми доступными им средствами. Особливо опасна для сеятелей пьянства именно школьная борьба, как дающая наиболее устойчивые результаты. Для ея ослабления будет пущено в ход все, — и угрозы, и клевета, и гонения, и подкуп. Необходимо, поэтому,