Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 619   >>>

  

Доклад И. II. Мордвинова.

Учение о трезвости в начальных школах.

Алкоголизм — зло исключительной силы и значения. Алкоголизмъ— почва, на которой обильно выростают преступления, недуги, изъяны жизни.

А между тем потребление одуряющих алкогольных напитков возросло у нас до невероятных размеров. Яд вошел в обыденную жизнь людей, как необходимый продукт, и делает свое страшное дело, приводя наш народ к неизбежному вырождению.

Пока существует алкогольное самоотравление, мир не может достигнуть того высокого идеала, который намечен лучшими представителями человечества. Напрасны великия жертвы, кровь и страдания, напрасны могучие порывы в сторону света и правды. Пока живет самоодурманивание не будет счастья и правды на земле. Чтобы выйти, наконец, на светлую дорогу к будущему, мы должны пройти через трудный этап борьбы за трезвость.

Борьба эта, направленная на среду людей, уже тронутых червоточиной, не может привести к желанной цели—полному искоренению алкогольного зла в мире. Современная борьба,—это спасение отдельных единиц. Чтобы спасать массы и нашу будущность необходимо перенести борьбу в среду подрастающих поколений. Знания о губительности алкоголизма необходимо широко посеять среди детей, еще не затронутых недугом. Необходимо передать детям нашей родины такую высокую духовную настроенность, которая исключала бы возможность возникновения пьянства.

Это'может сделать и должна сделать школа. Наша начальная школа обязана выступить на борьбу с алкоголизмом, который ведет к моральному и умственному одичанию народа. Иначе все развивающийся алкоголизм неминуемо убьет все результата ея общей просветительной работы.

Для борьбы с алкоголизмом школа располагает средствами двух родовъ—воспитательно-образовательными и специальными.

Известно, что личное пьянство развивается на почве строго-онределенных поводов. Возможность возникновения таких поводов явилась бы весьма гадательной, если бы в человеке более1 или менее гармонично слились следующия качества: 1) блогородный идеализм и определенное отношение к задачам жизни;

40

— 620 —

2) самообуздываюицая сила воли: 3) бодрость и ясность духа;

4) любовь и честное отношение к труду и, наконецъ* 5) наблюдательность и способность обобщений.

Воспитание этих качеств в русском ребенке должно стать, наконец, насущной задачею нашей начальной школы. Все, что так или иначе содействует этому воспитанию, должно войти во все уголки и извивы и школьной жизни, и школьной учобы.

Своим строемгь, своим направлением школа должна расчистить арену, на которой была бы мыслимой плодотворная борьба за трезвость.

Наша начальная школа, особливо современная, лишена возможности осуществлять свои воспитательные задачи в должной степени. Причин много. Есть причины, от нея независящия. Но есть причины, исключительно зависящия от личности учителя.

Что бы выполнить свои воспитательные задачи, школа должна привести свои программы в соответствие с запросами современности и требованиями науки воспитания, и при этом широко воспользоваться средствами, оживляющими и украшающими школьный быта, придающими школьной жизни особую колоритность.

Необходимо вести с детьми постоянные внеурочные литературные чтения. Материалъ—отрывки и целые произведения наших классиков; желательна известная система. Ежедневное чтение учителя воспитывает в детях любовь к книге, к родному слову, к нашей литературе, намечает и развивает перед ними жизненный идеал, воспитывает, наконец, культурный навык к постоянному красивому чтению.

Необходимо вести с детьми простые задушевные беседы об идеалах и путях жизни, о светлом и хорошем в ней... Как мало, однако, наши учителя 'разговаривают со своими учениками и как в сущности сильно влияют эти простые разговоры на детскую душу.

Необходимо устраивать в школе детские вечера и праздники с чтением, с пением, с выполнением несложных художественных сценок. Пусть дети привыкают чествовать выдающихся деятелей родины, пусть привыкают культурно выражать свой блогодарность ея прошлому. Воспитательное и образовательное значение таких праздников очень велико. Желательно, чтобы они стали, наконец, обычным явлением в школе, а не редким исключением.

Необходимо организовать при школе детския игры, и всюду, где возможно, при школьных зданиях завести площадки и декоративные садики с аллеями. Воспитательное значение игр общеизвестно и только какое-то роковое недоразумение отодвинуло в тень разрешение вопроса о них для нашей школы.

Необходимо ввести уроки художественного труда. Кроме известных навыков уроки эти разовьют эстетический вкус детей (на это у нас вовсе не обращается внимания), научат ценить красоту не только вещей и явлений внешних, но и красоту нравственности.