— 618 — ..II пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли па дом тог: н он упал, и было падение его великое11 (Мо. 7, 25, 28). Конечно, эту евангельскую притчу Господь изрек не для того, чтобы преподать нам урок обыкновенной житейской строительной техники. Христос Спаситель имел здесь в виду высшую технику, высшее строительство душевного спасения и потом всякое другое идейное строительство. Оно ни в коем случае не может быть безпочвенным. Его нельзя созидать на текучем, неустойчивом песке меняющихся теорий и человеческих само-измышлений. Тут нужны твердые, осевшие пласты религиозного сознания и вековых гвященно-исторических преданий. Без этого фундамента всякое строительно будет непрочным. II, в самом деле, отнимите у человеческой совести веру в целесообразность мировой жизни, лишите ее этой незримой идеальной атмосферы, — и вы увидите, что она будет поражена понедельным недугом. Для человека тогда наступает как-бы нравственное удушье. Душа его умирает. Всякое чувство в ней бывает подорвано и движение воли внутренне обессилено. Не здесь-ли тайна того общого уныния и бессилия жить и творить, которое многих толкает на самоубийство. Если древний языческий мудрец безплодно искал точки опоры, чтобы повернуть землю, то такая точка религией дана и дается. Сделайте точкой опоры устроения земной жизни живое религиозное сознание,—и вы перестроите жизнь. Вы прежде всего повысите ея ценность. Из момента она превратится в вечность. И человек тогда не случайно вздувшийся пузырь на мировом океане бытия.— Онъ— разумный строитель жизни, понимающий, что на эту идейную стройку нужен не гнилой материал, а крепкия, здоровые начала жизни. С энтузиазмом, с победной верой в силу и вечность света, правды и добра выступит он на борьбу с темными силами и в этой борьбе победит,—ибо «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (I Иоан. 5, 4). Кто-же должен выйти на эту борьбу? Кто должен поднять восстание против того ига, которое наложил на нас алкоголизмъ? Конечно,—каждый, кто только дорожить будущим своей родины и кто хочет спасти ее от того несказочного зеленого змея-горынича, который летает по русской земле, опустошая ея села, города и деревни. Но первая боевая позиция здесь должна принадлежать вождям русского народа, какими являются у нас пастыри церкви и народные учителя. | Доклад И. II. Мордвинова. Учение о трезвости в начальных школах.Алкоголизм — зло исключительной силы и значения. Алкоголизмъ— почва, на которой обильно выростают преступления, недуги, изъяны жизни. А между тем потребление одуряющих алкогольных напитков возросло у нас до невероятных размеров. Яд вошел в обыденную жизнь людей, как необходимый продукт, и делает свое страшное дело, приводя наш народ к неизбежному вырождению. Пока существует алкогольное самоотравление, мир не может достигнуть того высокого идеала, который намечен лучшими представителями человечества. Напрасны великия жертвы, кровь и страдания, напрасны могучие порывы в сторону света и правды. Пока живет самоодурманивание не будет счастья и правды на земле. Чтобы выйти, наконец, на светлую дорогу к будущему, мы должны пройти через трудный этап борьбы за трезвость. Борьба эта, направленная на среду людей, уже тронутых червоточиной, не может привести к желанной цели—полному искоренению алкогольного зла в мире. Современная борьба,—это спасение отдельных единиц. Чтобы спасать массы и нашу будущность необходимо перенести борьбу в среду подрастающих поколений. Знания о губительности алкоголизма необходимо широко посеять среди детей, еще не затронутых недугом. Необходимо передать детям нашей родины такую высокую духовную настроенность, которая исключала бы возможность возникновения пьянства. Это'может сделать и должна сделать школа. Наша начальная школа обязана выступить на борьбу с алкоголизмом, который ведет к моральному и умственному одичанию народа. Иначе все развивающийся алкоголизм неминуемо убьет все результата ея общей просветительной работы. Для борьбы с алкоголизмом школа располагает средствами двух родовъ—воспитательно-образовательными и специальными. Известно, что личное пьянство развивается на почве строго-онределенных поводов. Возможность возникновения таких поводов явилась бы весьма гадательной, если бы в человеке более1 или менее гармонично слились следующия качества: 1) блогородный идеализм и определенное отношение к задачам жизни; 40 |