Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 616   >>>

  

— 616 —

И Христос Спаситель, принесший в мир новое слово и новую жизнь, прежде всего обращался к сознанию человечества, его пробуждал, его вызывал всей своей проповедью. И в этом Христос Спаситель видел одну из самых существенных задач своего мессианского служения человеческому роду. Вот Он в Лазаретской синогоге.

Ему подают книгу, из которой Он берета и толкует в применении к Себе слова пророка Исаии:

— .Дух Господень на Мне, его-же ради помаза Мя блоговеста^! нищим, посла Мя исцелити сокрушенные сердцем, щю-поведати плененным отпущение, слепым прозрение"...

Здесь—плененные нуждаются прежде всего не в освобождении от плена, а в проповеди. Они еще не чувствуют тяжести своего положения. Они. может быть, даже готовы целовать те цепи, которые наложил на них поработитель. Им жаль расстаться с своим рабством. Им не нужна свобода. Они не понимают ея благ...

„Как вымытая свинья идет валяться в грязи" (2 Петра-,

2. 22).—по выражению апостола, ибо это ея стихия, так и люди, привыкшие к рабству, считают его для себя часто блогословенным уделом, роднятся с ним и даже скучают по нем...

«77 возроптало все общество сынов израилевых на Моисея а Аарона в пустыне. И сказали им сыны ивраилевы: о, если-бы умерли от Руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели ij котлов с мясом, когда ели хлеб до сыта> (Исх. XVI, 2-3).

Здесь возмутившиеся против своего Освободителя евреи ни во что ставят полученную ими свободу. Они с сожалением воспоминают о том времени, когда, находясь в Египетском рабстве, „сидели у котлов с мясом “ и „ели хлеб до сыта44.

И такие моменты, когда люди за чечевичную похлебку4* грубых минутных наслаждений продают свои нрава на „первородство4* сынов света и разумной свободы, повторяются чуть-ли не каждый день.

Таких людей, действительно, приходится звать к свободе», проведывать им ее, открывая глаза на все зло переживаемого ими положения.

В докладах, заслушанных нами на настоящем Съезде, указывались различные факторы, влияющие на развитие алкоголизма—от жары до мороза, от богатства до нищеты, от радости до досады на неуспех дела, на полученную за неудачный ответ двойку,—будто-бы выводящих человека из его духовного равновесия. Одни говорили, что пьянство является порождением безправия, нищеты, голода; другие ставили его в зависимость от чисто бытовых условий; находились даже такие, которые учитывали степень влияния на развитие пьянства чисто атмосферных или климатических факторов.

Но, господа, рая на этой земле нам не создать. И такого места, где-бы не дул ветер и где-бы огорчения не постигали

— G17 —

человека, мы не найдем. И всех обстоятельств, которые могут неуравновешенного человека выводить из его духовного равновесия, мы не упраздним. Не целесообразнее-ли, приняв наличность существующих условий, озаботиться тем, чтобы создать крепкие внутренние устои, сдвинуть с которых не бмлн-бм в состоянии никакия внешния условия и порядки.

А это оудет возможно, если мы подойдем к окружающим нас явлениям жизни в религиозным сознанием, которое только и спасает .человеческий дух от внутренняго разложения, от того, что называется катастрофой и крушением духа.

В своем ответь на приветствие JI. II. Толстой Съезд назвал маститого писателя своим наставником и учителем.

Если Съезд здесь был искренен, то он не должен забывать и о том, что заветы учителя всегда бывают дороги для учеников: они обязывают.

А Л. II. Толстой в своем приветствии с особенной настойчивостью подчеркивает ту мысль, что единственно сильным средством в борьбе с алкоголизмом является живое религиозное сознание. Там, где на жизнь смотрят религиозно, там эта жизнь и понимается как подвиг, как служение надмирному идеалу, и там она не отдается на расхищение страстям. Вспомните сектантов. Ничем другим нельзя объяснить воздержную жизнь этих, иногда бывших алкоголиков, как только напряженным религиозным чувством.

Проследите дальше могучее влияние религиозного начала на диаграммах и картограммах выставки. Припомните, как надает потребление алкоголя в Великом Посту. Припомните сравнительную таблицу потребления алкоголя в губерниях с чисто православным населением, и в губерниях с населением смешанным, и преимущественно могометанкам. Здесь уже не патетическая фраза хотя-бы и великого художника-иисателя, а здесь живые, научные факты, к которым мы должны отнестись с особенным уважением.

Там-же, где религиозное чувство убито, и где не признают в мире действия высшого разумного начала,—там жизнь превращается в сдьяволов водевиль», там нет одушевляющих на иодвии идеалов, там торжествует все мертвящий принцип: «будем есть и пить, ибо завтра умремъ» (Ис. 22, 13: 1 Кор. 15, 32).

Таким образом, живое религиозное сознание это тот устой, та почва, на которой только и возможно надежное строительство— во всех областях жизни.

Христом Спасителем дана нам на этот раз в Евангелии чудная притча о мудром м юродивом муже-строителе, из которых первый строит дом свой «на намеки», а второй «на песце*, конечные судьбы этого строительства указаны здесь-же.

„И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне4*. Не такова была судьба второго дома.