Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 614   >>>

  

— 614 —

К вопросу о курсе учения о трезвости для духовных и учительских семинарий.

II торжественными, оффициальными речами, и учеными докладами на Съезде твердо установлено, обстоятельно раскрыто и аргументировано то, ставшее общим местом, положение, что алкоголизмъ— страшное общественное зло современной нам жизни, что он, как ржавчина, гложет железную трудовую энергию народа, его выносливость и терпение, что он расстраивает живые ткании народного хозяйства, вносить разлагающее начало в бытовой и государственный уклад, убивает всякое творчество, омрачает сознание, затемняет здравый смысл народный, наконец, делается такой затяжной болезнию родного русского народа, которая своим болезнетворным ядом отравляет даже те святые уголки жизни, где зреет русская мысль, русское чувство, где зогораются первые искорки сознания и где вообще складывается весь национальный облик родного русского человека.

Так что, — если собрать и свести все отдельные штрихи заслушанных нами докладов но данному вопросу в одну общую картину,—то алкоголизм представится нам каким-то обволакивающим нашу жизнь чудовищным спрутом, который своими смертоносными охватами душить в ней все светлое, чистое, живое... II теперь, может быть, не покажется преувеличенной та зловещая картина, под которой представлял себе когда-то Россию один из наших родных русских писатолей-поэтов, когда говорил...

«И штоф с 'очищенной сжимая.

Лбом в полюс упершись, а пятками в Кавказ,

Спит непробудным сном Россия молодая».

Но как-бы глубоко своими гибельными щупальцами чудовищный спрут алкоголизма ни проникал в ткани народного организма,—и в каких-бы мрачных красках мы нашу действительность ни представляли,—это еще половина беды.

Главная опасность переживаемого сейчас момента в том, что отмеченное нами общественное зло распылилось на такия мелкия явления, которые незаметно, не пугая нашего внимания, входят во все норы нашего семейно-общественного быта. Алкогольный спрут охватывает жизнь нежным, ласкающим прикосновением... Он входит к нам, как друг...

И пред ним одинаково широко и гостеприимно открываются двери не только рабочей каморки, не только скромной хаты поселянина, но и раззолоченных палат, н даже ученых кабинетов.

Не только сельский праздник наших темных захолустных деревень, где,’ но общему интеллигентскому мнению, царят и справляют свое торжество невежество, отсталость и убогая нищета,—но даже и праздник просвещения, Татьянин день Мо-

— 615 —

скотского университета, собирающий на это время в столицу цвет русской мысли, в конце-концов превращается в праздник усиленных возлияний, во время которого—без различия—и просвещенные, и непросвещенные, — по библейскому выражению, „прилогаются скотом бессмысленным4*.

II посмотрите, с какой не только снисходительной, а прямо таки любовной бережливостью относится русский народ к «пьяненькимъ».

Вспомните хотя - бы народную музу Некрасова... Вспомните, как в ожидании замужества, в своих грустно - поэтических мечтах о нем русская, многовыносливая женщина, которой больше всего приходится терпеть от алкогольного ига, говорит, обращаясь к своему суженому.

«А приедешь с торгу пьяненький

Накормлю и уложу...

Спи пригоэгсищ спи румяненький...

Большие слова не скажу...

О чем говорить дальше русская народная пословица: «пьян да умен, два угодья в немъ»,—как не о том-же черезчур блогодушном отношении русского человека к алкоголизму. Посмотрите дальше,—как возмущается русский, так называемый, церковно - блогочестивый человек, если он увидит в руках православного пастыря закуренную папиросу. Он не простит священнику этой слабости...

Он осудит ее... Но этоть-же блогочестивый прихожанин усиленно будет угощать, а иногда и напаивать до-пьяна своего батюшку во время хождений последняго по приходу... Сравните эти неодинаковые отношения народа к двум ядам: никотину и алкоголю, из которых первый, в смысле хотя-бы общественной блогопристойности, почти безопасен, а второй, напротив, представляет собой страшную опасность не только для блогополучия самого потребителя, но и окружающих его. Сравните, — и вы поймете тогда,—что алкоголь, как-бы вошел, претворился в плоть и кровь нашего народа, что он подкупил русского человека, сдружился с ним и в нем русский человек ищет вдохновения, забвения, облегчения скорбей и своей радости.

Ьоть в чем, но нашему крайнему мнению, корень зла...

И вот на что должна быть направлена вся сила борьбы с алкоголизмом. Надо разогнать зловещий туман предрассудков, создавшийся вокруг алкоголизма и расстилающийся по лицу всей •русской земли. Надобно открыть глаза народу русскому на ту бездну, к какой ведет его злополучная рюмочка, вошедшая в обиход его жизни.

Словом, надобно пробудить народное сознание, вызвать к действию тот моиучий рычаг, при помощи которого и можно только сдвинуть жизнь с мертвой точки для того, чтобы перестроить ее потом на новых разумных началах.