Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 620   >>>

  

— 620 —

2) самообуздываюицая сила воли: 3) бодрость и ясность духа;

4) любовь и честное отношение к труду и, наконецъ* 5) наблюдательность и способность обобщений.

Воспитание этих качеств в русском ребенке должно стать, наконец, насущной задачею нашей начальной школы. Все, что так или иначе содействует этому воспитанию, должно войти во все уголки и извивы и школьной жизни, и школьной учобы.

Своим строемгь, своим направлением школа должна расчистить арену, на которой была бы мыслимой плодотворная борьба за трезвость.

Наша начальная школа, особливо современная, лишена возможности осуществлять свои воспитательные задачи в должной степени. Причин много. Есть причины, от нея независящия. Но есть причины, исключительно зависящия от личности учителя.

Что бы выполнить свои воспитательные задачи, школа должна привести свои программы в соответствие с запросами современности и требованиями науки воспитания, и при этом широко воспользоваться средствами, оживляющими и украшающими школьный быта, придающими школьной жизни особую колоритность.

Необходимо вести с детьми постоянные внеурочные литературные чтения. Материалъ—отрывки и целые произведения наших классиков; желательна известная система. Ежедневное чтение учителя воспитывает в детях любовь к книге, к родному слову, к нашей литературе, намечает и развивает перед ними жизненный идеал, воспитывает, наконец, культурный навык к постоянному красивому чтению.

Необходимо вести с детьми простые задушевные беседы об идеалах и путях жизни, о светлом и хорошем в ней... Как мало, однако, наши учителя 'разговаривают со своими учениками и как в сущности сильно влияют эти простые разговоры на детскую душу.

Необходимо устраивать в школе детские вечера и праздники с чтением, с пением, с выполнением несложных художественных сценок. Пусть дети привыкают чествовать выдающихся деятелей родины, пусть привыкают культурно выражать свой блогодарность ея прошлому. Воспитательное и образовательное значение таких праздников очень велико. Желательно, чтобы они стали, наконец, обычным явлением в школе, а не редким исключением.

Необходимо организовать при школе детския игры, и всюду, где возможно, при школьных зданиях завести площадки и декоративные садики с аллеями. Воспитательное значение игр общеизвестно и только какое-то роковое недоразумение отодвинуло в тень разрешение вопроса о них для нашей школы.

Необходимо ввести уроки художественного труда. Кроме известных навыков уроки эти разовьют эстетический вкус детей (на это у нас вовсе не обращается внимания), научат ценить красоту не только вещей и явлений внешних, но и красоту нравственности.

— 621 —

Необходимо внести уроки на лоне природы, которой наша школа так боится, от которой прячется за своими стенами. Только такие уроки могут развить в детях жизнерадостное отношение к труду и наблюдательность...

Необходимо организовать прогулки, экскурсии, поездки, походы на богомолья... Это тоже все уроки, сильные, трудно-забываемые, содержательные.

Необходимо создавать детския группы и общества (нанр. „майские союзы", „друзей леса*, „друзей школы", „друзей трезвости"). Детския общества развивают в своих членах чувство солидарности, воспитывают влечение к общественной работе, дают познание внешних ея форм... Это особенно ценно для нашего времени, для русского гражданина, которому всюду, а особенно в деревне, нужны общественные организации и учреждения само-

ИИОМОЩИ.

II прежде всего необходимо широко пропагандировать мысль об оживлении школьной жизни среди учителей, духовенства, интеллигенции. Необходимо широко ознакомить учителей со средствами этого оживления... Между прочим Александро-Невское общество трезвости приступило к этой пропаганде и издало нашу книжку, которая в беллетристической форме, излагает то «новоеь, что .может войти в школьную жизнь сейчас же, независимо от временных неблогоприятных условий ея.

К специальным средствам школьной борьбы за трезвость относятся такия, которые или сообщают детям точное знание о вреде и значении наркотиков, или воспитывают в детях навык противодействия алкогольному пороку.

К специальным средствам мы относим введение элементов трезвости в общешкольный курс. Характеризуется оно, например, следующими словами Стежа, главного инспектора францусских школ, содействовавшого развитию школьной борьбы с алкоголизмом во Франции.

„Все обучение в начальных училищахъ",—говорит он,— „может быть устремлено к борьбе против алкоголя. Беседы, диктовки, задачи могут содержать самые полезные и точные данные и освещать фактами, цифрами и живыми рассказами грустную действительность, опасность преступления и всякого рода напасти от злоупотребления алкоголемъ".

Введение» элеметнов трезвости в курс, конечно, при условии избежания чрезмерности, может иметь известное значение для развития в детях идей трезвости, но, при отсутствии систематического курса учения о трезвости, — далеко не полное... При наличности же такого курса значение это несомненно усиливается...

Курс народной школы представляет много поводов, случаев, даже необходимостей в той или иной форме упоминать о трезвости.

Многое можно сказать о ней на уроках Закона Божия и на неизбежно связанных с. ними беседах по христианской морали. При прохождении священной истории невольно приходится, напри-