Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 607   >>>

  

Доклад прот. 77. Миртова.

<К вопросу о курсе учения о трезвости для духовных семинарий».

Пастыри церкви, хранители Евангельской правды и учителя морали, основанной па заветах Христа, обязаны вести постоянную и упорную борьбу с народным пьянством, как пороком, разъедающим не только духовно-нравственную сокровищницу личности, но и моральные богатства человеческих обществ, но и устои Христовой церкви.

Борьба эта неминуемо должна отливаться в формы проповеди, горячей и убедительной.

По самая горячая, -самая убедительная проповедь будет бессильной, мертвой, если она лишена фундамента. А фундаментъ— личный пример проповедника. Его слово должно вполне соответствовать его делу. Его дело должно соответствовать его слову. Личный пример пастырей, лиц, близко стоящих к народу, обязателен в борьбе за народную трезвость. Иначе жалки будут результаты этой борьбы. Без личного примера будет лишь постоянно совершаться самоубийство правдивого слова.

Отсутствие личного примера только расшатывает устои церкви. Укор, обращенный к единичной пастырской личности: „Врачу, исцелиея самъ!*—сильным ударом отзывается на устойчивости авторитета церкви. Чуткий к моральным дефектам пасторства народ перестает уважать своих учителей морали и, под влиянием ли недомыслия, под убеждением ли врогов православия, переносит свое неуважительное отношение на Церковь.

Духовенство, призванное свойствами своего сана к борьбе за трезвость, прежде всего должно трезвиться, должно быть совершенно свободным on, всякой возможности упреков в несоответствии проповеди с личным примером. А лотом оно должно уметь убеждать. И самовоспитание личной трезвости, и развитие умения бороться за трезвость будет достижимо лишь тогда, когда рассадники пасторства, — наши духовные учебные заведения, — в ряду своих учебных предметов отведут подобающее место учению о трезвости.

Учение это отнюдь не должно ограничиваться уговорами и проповедями, действующими исключительно на чувство учащихся. Чувства и настроения вообще вещи далеко не устойчивые. Чтобы они перешли в убеждения, необходима известная подпора в виде точного знания. Вопросы алкоголизма давно уже у нас стали достоянием науки. Ценные выводы последней должны стать извест-

— 60S —

ними всякому борцу за трезвость. Они должны дать содержание научному курсу учения о трезвости4*. Введение этого курса в духовные школы мы считаем необходимейшею задачею настоящого времени.

В зависимости от современного состава научных работ по алкогольному вопросу предлагаемый нами курс должен распадаться на известные отделы: технический, физиологический, гигиенический, социальио-экономический, исторический и прикладной.

Содержанием технического отдела явятся знания о происхождении, свойствах и качествах алкогольных напитков.

Физиологический — должен дать знания о влиянии алкоголя на человеческий организм, а гигиенический—о защите организма от вредных влиянии алкоголя.

В социалыю-экономическом отделе должна быть выяснена роль алкоголя в жизни личности и общества. Иллюстрацией к этому отделу явится отдел исторический.

Наконец, прикладной отдел даст целый ряд указании на способы и приемы современной борьбы за трезвость.

Мы знаем, что найдется у нас не мало противников, которые будут отрицать возможность организации предлагаемого нами курса, которые скажут, что скомбинированная нами программа не в праве именоваться „учебным предметомъ**, ибо не носит в себе характерных признаков последняго: не является научной дисциплиной, не имеет в виду сообщения известных практических навыков.

С противниками нашими спорить мы не станем, так как спор о словах всегда безплоден. А по существу мы всегда останемся правы.

То, что мы называем курсом учения о трезвости, не смотря ни на что, должно войти в школы или как отдельный предмет обучения, или как особый отдел школьного курса педогогики. К науке воспитания учение о трезвости имеет большое касательство, ибо ведет к ликвидации алкогольного самоубийства личностей, наций и государств, того самоубийства, при котором всякая наука теряет свое жизненное значение. Учение о трезвости прежде всего имеет в виду укрепление в человеке доброй воли, а поэтому и говорить прежде всего об этой воле» указывает пути к ея воспитанию и свои указания строить на точных выводах науки.

Оставляя на долю недогогов-ирактиков вопрос о распределении курса но годам обучения, мы в своей программе указываем лишь содержание нового предмета, желательного к введению в духовные и учительския семинарии.

В помощь курсу крайне необходимо пользоваться подсобными средствами, которые перечисляются ниже.

Необходимо читать ученикам отрывки из художественных литературных произведений, соответствующих вопросам курса. (Наирим., некоторые рассказы Г. Успенского, Левитова, Чеховач Лескова, Горького, Баранцевича и ироч.).