Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 608   >>>

  

— 60S —

ними всякому борцу за трезвость. Они должны дать содержание научному курсу учения о трезвости4*. Введение этого курса в духовные школы мы считаем необходимейшею задачею настоящого времени.

В зависимости от современного состава научных работ по алкогольному вопросу предлагаемый нами курс должен распадаться на известные отделы: технический, физиологический, гигиенический, социальио-экономический, исторический и прикладной.

Содержанием технического отдела явятся знания о происхождении, свойствах и качествах алкогольных напитков.

Физиологический — должен дать знания о влиянии алкоголя на человеческий организм, а гигиенический—о защите организма от вредных влиянии алкоголя.

В социалыю-экономическом отделе должна быть выяснена роль алкоголя в жизни личности и общества. Иллюстрацией к этому отделу явится отдел исторический.

Наконец, прикладной отдел даст целый ряд указании на способы и приемы современной борьбы за трезвость.

Мы знаем, что найдется у нас не мало противников, которые будут отрицать возможность организации предлагаемого нами курса, которые скажут, что скомбинированная нами программа не в праве именоваться „учебным предметомъ**, ибо не носит в себе характерных признаков последняго: не является научной дисциплиной, не имеет в виду сообщения известных практических навыков.

С противниками нашими спорить мы не станем, так как спор о словах всегда безплоден. А по существу мы всегда останемся правы.

То, что мы называем курсом учения о трезвости, не смотря ни на что, должно войти в школы или как отдельный предмет обучения, или как особый отдел школьного курса педогогики. К науке воспитания учение о трезвости имеет большое касательство, ибо ведет к ликвидации алкогольного самоубийства личностей, наций и государств, того самоубийства, при котором всякая наука теряет свое жизненное значение. Учение о трезвости прежде всего имеет в виду укрепление в человеке доброй воли, а поэтому и говорить прежде всего об этой воле» указывает пути к ея воспитанию и свои указания строить на точных выводах науки.

Оставляя на долю недогогов-ирактиков вопрос о распределении курса но годам обучения, мы в своей программе указываем лишь содержание нового предмета, желательного к введению в духовные и учительския семинарии.

В помощь курсу крайне необходимо пользоваться подсобными средствами, которые перечисляются ниже.

Необходимо читать ученикам отрывки из художественных литературных произведений, соответствующих вопросам курса. (Наирим., некоторые рассказы Г. Успенского, Левитова, Чеховач Лескова, Горького, Баранцевича и ироч.).

— 609 -

Необходимо ввести ученическия сочинении на соответствующия курсу темы: (факты, рассуждения, рефераты. Для старших классов находим особенно полезным сочинение-рецензий на популярные народные книжки но алкогольному вопросу).

Необходимо ввести некоторые практическия занятия, которые развили бы в учащихся умение осуществлять работу трезвости на местах. Такими занятиями могут явиться: изготовление диаграмм и картограмм но вопросам курса, товарищеские диспуты и беседы на трезвенные темы, допущение учащихся к участию в народных чтениях, собеседованиях и к проповеди с ка-федры. допущение их к активной деятельности в обществах трезвости и, наконец, организация таких обществ в среде учащихся.

Наконец, в высшей степени желательным является органи-а ция школьных литературно-музыкальных вечеров на трезвенные темы и организация экскурсий в лечебницы для алкоголиков, в музеи, в общества трезвости.

Указываемые нами подсобные средства несомненно вызовут в учащихся живой интерес к новому учебному предмету и дадут им богатый запас знаний, практически ириложимых в жизни.

В ряду этих средств огромное воспитательное и нракти ческн-образователыиое значение имеет организация обществ трезвости в (*реде самих учащихся. Такое общество все равно, что лаборатория для химика, опытное поле для агронома, примерная школа для педогога. В нем учащиеся, помимо воспитания личной трезвости, практически усвоят многое, что не передается подчас словами, ознакомятся с деталями дела, испробуют в нем свои силы и способности...

Наше Александро-Невское Общество трезвости в непродолжительном времени выпустит в свет учебник, составленный но сообщаемой нами программе. Учебник, конечно, будет снабжен необходимыми иллюстрациями и таблицами, но наличность их в книге отнюдь не исключает надобности иметь классные пособия к предмету. С прискорбием должны сознаться, что таких пособий у нас пока не существует. Появление их представляется весьма и весьма желательным.

Суммируем сущность нашего краткого сообщения:

1) Духовенство, призываемое к борьбе за трезвость свойствами своего сана, должно учиться этой борьбе в школе, подготовляют будущих пастырей.

2) Курс учения о трезвости имеет право на существование, или как отдельный предмет, или как часть курса педогогики, являясь научным фундаментом в вопросе о личном воспитании воли, он в конечной цели пытается предотвратить огромную мировую опасность — вырождение и алкогольное самоубийство личностей, наций и государств.

3) Курс учения о трезвости носит в себе все признаки учебного предмета, являясь сводом положительных научных данных, связанных между собой единством идеи.