Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 606   >>>

  

— 606 —

наглядными результатами и поэтому одинаково убедительно действуют как на интеллигенцию, так и на народную иМассу. Доводы науки—авторитетны, а цифры научной статистики—непоколебимы. Человечество верит науке, поэтому, все предпринимаемое на блого народа на научных началах имеет и должно иметь благия последствия. Я кончилъ—и позволю себе предложить г.г. Членам Съезда мои следующие выводы:

1) Местные музеи и передвижные выставки но алкоголизму,, как предприятия, основанные на научных началах, при существующих мерах для борьбы с пьянством, признаются также', полезными мерами для уменьшения пьянства среди народа.

2) Как местные музеи, так и передвижные выставки устраиваются на государственные средства, отпускаемые ежегодно на борьбу с народным пьянством.

;}) Местные музеи устраиваются столичные и провинциальные; иервьк', по своему составу, преследуют идеи ознакомления с общим значением и вредом алкоголизма для человечества и мерами борьбы с зим общим всемирным злом; а вторые, по своему составу, знакомят, главным образом, с вредом алкоголя для населения в ближайшем районе, неустраняя, невозможности, основные начала вреда алкоголизма.

4) Выработка программ для местных и провинциальных музеев по алкоголизму сосредоточивается ири столичных Попечительства^ о народной трезвости, при участии частных приглашенных авторитетных научных лиц и практических деятелей.

5) Передвижные выставки (от 2-х до 3-х) но алкоголизму организуются также при столичных Попечительств о народной трезвости. Выставки эти направляются ежегодно в известные районы государства но приглашению местных городских управлений или земств, причем расходы но передвижению выставок покрываются городскими Думами, или земскими Управами но соглашению.

6) При обзоре музеев и выставок но алкоголизму обязательны устные популярные научные объяснения специалистов для публики.

7) При столичных музеях но алкоголизму желательны публичные курсы по алкоголизму, как для интеллигентной публики, так и популярные чтения для народа. Передвижные выставки по алкоголизму ограничиваются популярными чтениями по общим вопросам алкогцлизма.

S) Местные провинциальные музеи но алкоголизму организуются местными Попечительствами и Обществами трезвости при ближайшем содействии столичных Попечительств, которые доставляю! необходимые коллекции но их действительной стоимости.

9) Как в столичных и местных музеях по алкоголизму, так и на передвижных выставках по алкоголизму, желательны „народные отделы*4 с популярными наглядными коллекциями для посетителей из народа, которые, к сожалению, еще не подготовлены для усвоения выводов научных работ и исследований.

Доклад прот. 77. Миртова.

<К вопросу о курсе учения о трезвости для духовных семинарий».

Пастыри церкви, хранители Евангельской правды и учителя морали, основанной па заветах Христа, обязаны вести постоянную и упорную борьбу с народным пьянством, как пороком, разъедающим не только духовно-нравственную сокровищницу личности, но и моральные богатства человеческих обществ, но и устои Христовой церкви.

Борьба эта неминуемо должна отливаться в формы проповеди, горячей и убедительной.

По самая горячая, -самая убедительная проповедь будет бессильной, мертвой, если она лишена фундамента. А фундаментъ— личный пример проповедника. Его слово должно вполне соответствовать его делу. Его дело должно соответствовать его слову. Личный пример пастырей, лиц, близко стоящих к народу, обязателен в борьбе за народную трезвость. Иначе жалки будут результаты этой борьбы. Без личного примера будет лишь постоянно совершаться самоубийство правдивого слова.

Отсутствие личного примера только расшатывает устои церкви. Укор, обращенный к единичной пастырской личности: „Врачу, исцелиея самъ!*—сильным ударом отзывается на устойчивости авторитета церкви. Чуткий к моральным дефектам пасторства народ перестает уважать своих учителей морали и, под влиянием ли недомыслия, под убеждением ли врогов православия, переносит свое неуважительное отношение на Церковь.

Духовенство, призванное свойствами своего сана к борьбе за трезвость, прежде всего должно трезвиться, должно быть совершенно свободным on, всякой возможности упреков в несоответствии проповеди с личным примером. А лотом оно должно уметь убеждать. И самовоспитание личной трезвости, и развитие умения бороться за трезвость будет достижимо лишь тогда, когда рассадники пасторства, — наши духовные учебные заведения, — в ряду своих учебных предметов отведут подобающее место учению о трезвости.

Учение это отнюдь не должно ограничиваться уговорами и проповедями, действующими исключительно на чувство учащихся. Чувства и настроения вообще вещи далеко не устойчивые. Чтобы они перешли в убеждения, необходима известная подпора в виде точного знания. Вопросы алкоголизма давно уже у нас стали достоянием науки. Ценные выводы последней должны стать извест-