Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 596   >>>

  

— 596 —

Спонсор, группируя человеческия знания но степени приносимой ими пользы, об искусстве говорит: „Стремясь к цветку, не должно-ли не забывать о корнях и листьяхъ“? Но вслед за этим прибавляет: Жизнь потеряла бы половину своей прелести без музыки, живописи, поэзии".

Да, если искусство только красивый цветок и если мы, пренебрегая науками, всю свой жизнь обосновали бы на искусстве, то Сненсер был бы иМного раз нрав; но ест-ли только красивый цветок искусство, не составляет-ли оно могучого пособника- массе человеческих знаний?!

Не выводнт-ли нас искусство из круга узких чувств, не возвышает-ли оно человека, не поднимает-ли оно в нем духа, не дает-ли оно нам понять, что есть успех в жизни, в чем истинное блого. Образы самодуров Островского, эгоистов Шекс-пира и друг., с одной стороны, с другой—такие образы, как Вильгельм Тель, маркиз Поза и проч., не воспитывают-ли чувства и совесть человека; не говорят-ли они нам, что высшее счастье состоит в самоудовлетворении, в сознании своей правоты и исполненного долга, в чистой совести, в радости от того, что мы хоть мало способствовали счастью других.

„Искусство—говорит Л. Н. Толстой—вообще вносит смысл в жизнь и освещает ее, успокаивает нас, поселяет мягкия и приятные чувства. Оно вносит смысл и чувство в самую повседневную работу и самые мелкия явления жизни4*.

„Отнимите от нас архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, поэзию, театр, оставьте» только одну обыденную жизнь праздного досуга или тяжелого труда изо дня в день,—как скучно было бы жить без этого искусства, хотя бы оставили нам самую науку! Кто так счастлив, что может рисовать, умеет и любит нет, кто не потерял охоты и способности читать любимого поэта, тот не потеряет в себе образа Божия, куда бы ни забросила его судьба и в какия бы положения его ни поставила. Живопись, музыка, особенно поэзия скрашивают нам жизнь даже среди самой печальной обстановки, бедности, всякой пошлости и прозы, в самых глухих мурьях и захолустьях нашей темной родины4*.

Виктор Гюго говорит: „Хорошая пьеса для толпы заменяет философию, идеям служит формой, мыслителям дает безпристрастное объяснение; душе, алчущей правды, опадает утоление, проливает бальзам на тайные язвы души каждому, поэзия дает совет и всем закон4*. „В настоящее время в искусстве, как в увеличительном стекле, выражается и общественный вопрос, н полезная идея, и вся природа человека4*.

„Потеря вкуса к поэзии—говорит Дарвинъ—равносильна потере счастья и, по всей вероятности, вредно отзывается на умственных способностях, а еще более на нравственном складе характера, так как ослабляет чувствительную сторону нашей природы4*.

Тэн говорит:.. „Кто научился понимать красоту, любить эту

- 597 —

красоту, в чем бы она ни выражалась,—а она всегда выражается в истинном искусстве,—тот и сам будет стремиться к красоте, к лучшему, к совершенству; тот будет строже относиться и к себе, и к окружающему и требовать этого лучшого.

Человек с широко развитым эстетическим вкусом никогда не удовлетворится вполне тем, что есть и, твердо идя вперед, будет неуклонно стремиться к самоусовершенствованию. Блогодаря искусству, поэзии особенно, мы приучаемся идеализировать всякий труд, который мы исполняем, и всего больше приучаемся мы идеализировать наши характеры и нашу жизнь".

Приведенные возрения твердо легли в основу художественного воспитания в школе, которое и является могучим союзником антиалкогольного учения. Осязательные результаты, достигнутые в Сев. Америке, Скандинавии дают толчен к распространению все более и более тех же начал борьбы с народным злом пьянства. Присоединимся ли и мы к столь явно и ясно указанному направлению?! На этом вопросе я и закончу свои очерк. Да, в сознание легла правота пути; но а можно ли ждать результатовъ? Безиорно, что здесь лучше всего было бы и ограничиться знаком вопроса, ибо добрых результатов кто будет ждать?

Можно ли ждать того свободного, широкого преподавания и в вопросе антиалкогольном, которое одно может дать успехъ? Нет, ибо все будет заключено в строгия рамки программы и избранного учебника.

Стушевываегь ли наша школа те невзгоды, которыми жизнь не щадить и подростающее поколение? Нет, у нас обыденным стало такое явление, как на днях проявившееся в резкой форме в Оренбурге:

..Массовое исключение. Педогогический совет местной мужской гимназии, во главе которого стоит и. д. директора II. А. Сини-цин, назначил последний срок взноса за право учения учеников гимназии 22 ноября сего года. Это распоряжение совета было сделано без согласия родительского комитета. 23 ноября, в гимназии, после молитвы, было объявлено инспектором, что около 100 гимназистов (Ѵв часть) увольняются из гимназии за невзнос денег за право учения, причем г. инспектор предложил не внесшим уплату гимназистам немедленно оставить стены учебного заведения. Вся эта комедия гимназического начальства так сильно подействовала на молодежь, что некоторые из них ушли из гимназии с рыданиемъ".

Надает прилежание ученика; педогог не войдет с участием в причины этого,—может быть семейные невзгоды, голодание, болезнь близких и ироч. служат помехой занятий; нет, довольно факта недостаточного прилежания, в дневиках появляются двойки, единицы. Не первой свежести тетрадь,—какое дело педогогу, что ученику приходится заниматься где либо на иритолке, в мастерской, прачешной и ироч.; факт неряшливости на лицо.