Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 594   >>>

  

— 594 —

школы? Результат плачевный! Не дает-ли это право считать резкое суждение Дюкло о значении школы в борьбе с пьянством основательнымъ? Но правы-ли те скептики, которые с усмешкой смотрят на этот путь борьбы, как на забаву? Учитывая результаты опыта Франции, необходимо принять во внимание вопрос во всей его полноте; почти свободное открытие мест продажи крепких напитков, свободное винокурение для домашняго потребления, не поддающееся никакому учету, свобода сда-бривания водочных изделий, на которые идет спирт неочищенный, большей частью полученный из патоки, вредными для здоровья эссенциями,—все это парализует все добрые начинания в деле борьбы: пока школа будет только единственным средством борьбы, конечно, странно ждать, чтобы Франция сошла с первого места в ряду стран по потреблению алкоголя.

Обосновывая скептицизм на роль школы в борьбе с пьянством, не следует-ли учесть результаты других странъ? Не рисуюгь-ли нам совершенно иные картины Северная Америка, Англия, Германия и особенно Скандинавския государства и Финляндия?

Здесь не смотрят на школу, как на мага-волшебника, способного творить чудеса; ей отводится одно из первых почетных мест в ряду мер борьбы; здесь укоренилось твердо в сознании, что только планомерная борьба, ведущаяся во всех. главных направлениях, дать может искомый результат; этими тремя направлениями признается.—

Воспитание характера чрез школу, добрый совет, охрана от минутных слабостей, опора в невзгодах жизни со стороны религии и ея пастырей,—это первая плоскость борьбы—воспитание личности: вторая—изменение социалыю-экономических и социально-политическнх условий жизни; третья—изменяя самый яд и создавая условия, когда и потребление его делается менее вредным- и менее доступным, т. е. плоскость питейного режима.

Полный абстинентам для юношества! Вот девиз, который положен в основу; возможно-ли его достигнуть чрез школу? Возможно: „Обучение лучший агент в борьбе, оно развивает чувство человеческого достоинства, оно воспитывает характер, делая человека стойким в борьбе со многими склонностями, оно развивает чувство солидарности. Если учитель внушит школьнику, что нить мерзко, что пьющий приносит вред не только себе, но отечеству, всему человечеству; то школьник, ставь человеком, пить не будет; а уж во всяком случае будет очень стойким пред невзгодами жизни и искать забвения в вине легко не станет; а если окружающая среда все больше и больше будет заключать ему подобных, если и меры, в двух других плоскостях положенные, не будут оставаться мертвой буквой,—то и крупных невзгод число сократится, — настанет незаметно время, когда и редкий кабак, так заманчиво манящий уютом, светом, теплом, будет пустовать1*.

Но питомцы школы под ея влиянием остаются весьма малое

время; они оольшею частью существуют под влиянием семьи, а питейные нравы и обычаи ея весьма стойки?!

Да, но учитель, опираясь на любовь родителей к детям, на их желание ^видеть в детях людей, с энергией вступающих на жизненный путь, могущих упорно бороться с тяжелыми условиями жизни, всегда имеет возможность, вооруженный знанием, с фактами в руках, доказать пагубное влияние спиртных напитковъ^ в малых дозах на подрастающий организм. Голос школы большинством родителей будет воспринят и не останется гласом вопиющого в пустыне. Кто из родителей не остановится в размышлении, когда ему учитель ясно, с цифрами в руках, на массе данных укажет на факт понижения успешности в занятиях, на отсталость тех детей, которые не чужды знанию вкуса крепких напитков, когда тот же учитель неопровержимо разъяснит факт значительного понижения успешности поступивших в данном году в школу (6—7 летн. возраста) тем, что 7—8 лет тому назад был обильный урожай винограда?!

Бесспорно, единичные случаи борьбы отдельных учителей не могут иметь значения; но массовое участие школы, планомерная борьба, личный пример учащих и лиц, стоящих близко к школе, всегда в силах поколебать и самые упорные питейные нравы и обычаи общества.

Религия нас учить смотреть на наше тело, как на храм, обращаться с ним, как ст» достойным духовным сосудом; это понятие не равносилыю-ли тому, что „Бог для нас потерян, когда мы своевольно разрушаем храм44.

Па ряду с антиалкогольным преподаванием в Сев. Америке и Западной Европе выдвигается вопрос о значении искусства в жизни граждан и на школу возлагается задача закладки фундамента в ея питомцах любви ко всему прекрасному.

У нас проповедником громадного влияния искусства на условия жизни много лет тому назад явился покойный Виктор Петрович Острогорский. Он постоянно твердил: „Если семя добра в нас, то это семя—наше воображение и чувство, это— то внутреннее сокровенное я, наша, так сказать, святая святых, и воспитывает в весьма значительной степени искусство, которое внутренняго человека и раскрываетъ". „Припоминая свое собственное детство и юность, приглядываясь к нескольким тысячам учившихся за много лет у меня юношей, я вынес несомненное убеждение, что не только воспитание, но и обучение созидаются и воспринимаются не столько на почве рассудка, ума, разума, сколько на правильном возбуждении, развитии и направлении именно воображения и чувства. Эти силы души заключают в себе, и не только у детей и юношей, но и за всю жизнь человека, зародыши всех наших действий, поступков, добрых и злых, блогородных и пошлых, главнейший источник стремлении к тем или другим целям, первый импульс к геройскому подвигу и величайшим преступлениям4*.