Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 592   >>>

  

— 592 —

Ho выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага.

Нея охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью-Я взываю не только к доброй воле учителей, общества; я взываю к той высокой идеи, которая их одухотворяетъ—к любви к отечеству. Вспомним ожесточенную борьбу с врогом в других странах: Америке, Англии, Бельгии, Скандинавских государствах; припомним яркие результаты этой борьбы, сопоставив положение—Франция но употреблению крепких напитков занимает первое место среди стран всего мира! “

Дав этими словами общую характеристику той важной роли,, которую может сыграть народный учитель в деле борьбы с пьянством, францусское Министерство Народного Просвещения набросало в общих чертах и те основные вопросы программы* которые желательно разрабатывать в школах всех типов: учительских семинариях, средних школах и школе народной.

В первых -двух алкогольный вопрос связывается с преподаванием гигиены, народного хозяйства и морали.

В программе выдвигаются вопросы о действии на организм спирто-содержащих напитков, при чем эти последние разделяются на три категории: напитки, полученные путем брожения (виноградное вино, сидр, пиво), напитки, полученные путем перегонки после брожения (водка), напитки, сдобренные различными эссенциями (абсент и проч.); если для первых выдвигается опасность для организма ири невоздержании, то для вторых подчеркивается безусловный вред и от малых доз; что касается третей категории, то их громадная опасность должна быть особо тщательно разъяснена.

Разъясняя вопросы народного хозяйства, необходимо осветить обеднение отдельных лиц, семей от злоупотребления крепкими напитками. Должно быть подчеркнуто действие пьянства на народное богатство—стоимость алкоголизма для Франции! Связь алкоголизма с преступностью, самоубийствами, сумашествием. несчастными случаями и проч.

Преподавание морали своим центром должно иметь воспитание воли, доказательство умаления воли крепкими напитками,, уничижающими достоинство человека, подрывающими все нравственные его устои, наводящими человека на степень животного.

Что касается народной школы, то здесь, как указано и выше* дается простор учителю пользоваться уроками но всем предметам для освещения пагубного влияния алкоголя.

Пособником школы в выполнении возложенной на нее задачи является обширная толково составленная учебная литература. Среди руководств внимание останавливает J. Baudrillard'a „Livret d'enseignement antialcooliquett. Руководство это заключает в себе

— 593 —

всего 46 стр., на которых в 20 лекциях сгруппировано 140 тем для сочинении, даны рисунки, много отдельных вопросов, задач и проч.

Содержание книги следующее: лекция 1-я—учение о питательных веществах доказательство, что алкоголь не может быть причислен к питательным веществам; 2-я лекция—напитки естественные (вода, молоко), напитки искусственные безалкогольные (чай, кофе, минеральные воды, фруктовые соки и проч.); 3-я и 4-я лекции—напитки получаемые при брожении (виноградное сусло, вино, пиво, сидр и проч.); фальсификация этих напитков; 5-я лекция— влияние этих напитков на организм при умеренном потребляй и невоздержании; пагубное влияние всяких доз на детский организм (пьянство, алкоголизм); 6-я лекция—напитки, получаемые из бродящих жидкостей путем перегонки; 7-я лекция—рассмотрение алкоголя, как яда; 8-я лекция—крепкия водки, сдобренные эссенциями, их ужасаюицее действие на организм; 9-я лекция—опьянение— есть отравление; часто напивающийся—есть пьяница; алкоголизм есть хроническая болезнь, охватывающая все органы человеческого тела; чтобы стать алкоголиком, нет надобности быть часто в состоянии опьянения—регулярное потребление крепких снирт-г пых напитков влечет перерождение органов и обращает здорового но виду человека в алкоголика; ИО, 11 и 12-я лекции— действие алкоголя на различные органы человеческого организма; 1:5-я лекция—ликеры и водки, сдобренные эссенциями; абсентъ— бич Франции; 14, 15 и 16-я лекции—народные представления об алкоголе: алкоголь укрепляет, алкоголь согревает, алкоголь влияет на пищеварение,—вызывает аппетит,. способствует пищеварению; 17-я лекция—алкоголь и заболеваемость,—алкоголь не только сам вызывает заболеваемость, но делает организм мало устойчивым против заболеваний всякого рода; 18-я лекция— алкоголь и смертность; самоубийства; 19-я лекция—алкоголь и несчастные случаи (воскресные и праздничные и июслепраздшичные дни); алкоголь и сумасшествие; алкоголь и преступление; наследственность; 20-я лекция—алкоголизм во Франции.

Из других наиболее распространенных необходимо указать на: 1) книгу Angot. L., изданную в двух частях: первая часть для учащихся «Le livre d’antialeoolisme des ёсоиез primaires d’aprte le programme du 9 Mars 1897 r. Partie. de Гбибѵе; вторая часть для учителей «Partie du maitre: plane, directions pedagogiques, resumes, lectures, exercices d'intelligence, dictles, problemes, devoirs de redaction»; II) серию картин Jean Geoffroy „Семья и алкоголь":

1) Семейное счастье, 2) Первый шагъГ 3) Плохой обычай, 4) День получки, 5) Гнев пьяного, 6) Пьяный в состоянии досады,

7) На пути к сумасшествию, 8) Преступление, 9) Перед судом присяжных, ИО) Семья в нищете, 11) Пропойца, 12) Смерть от белой горячки; III) серия картин в красках Colin'a: L’alco-olisme Ѵои1& l’ennemi.

Каков же результатъ? Франция уже не один год, как вступила на путь интенсивной борьбы с народным пьянством путем