Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 590   >>>

  

— 590 —

ип> разрушении этих сторон спиртными напитками. Арифметика имеет немало материала для задач из экономической жизни трудящогося народа, из сопоставлений того, что алкоголь приносит в бюджет государства и что из него берет.

Много есть противников такого способа борьбы чрез анти-алкогольное преподавание в школе. С безпощадной критикой выступает Дюкло, который говорит:1) „Мне было-бы очень любопытно узнать, какое значение может иметь такая школьная проповедь в стране, производящей сидр, пиво или вино, и ос-мелится-ли бордоский или бургундский школьный учитель дурий» отзываться о вине в тех местах, где этим живут. Проявляя излишнее усердие в том направлении, куда его .толкают программы и инструкции, он рисковал-бы поставить свои наставления в полное противоречие с тем, что видят и слышать его ученики изо дня в день дома**. „ИИоистинне приходишь в изумление, когда видишь, что учебные власти требуют от своих учителей сделаться в данную минуту и химиками, и физиологами, и медиками, и статистиками, беседовать о пиромукозном альдегиде, о циррозе печени, о мемиакальной, меланхолической и слабоумной форме алкоголизма. Как будто и без того преподавание не сделалось уже весьма склонным к преклонению перед словами! Я хотел-бы поэтому, чтобы наставники оказывали противодействие, когда их заставляют рассуждать о предметах, превышающих их компетенцию, и безбоязненно заявили: Это не наше дело! Это проповедничество, начинающееся с требования от нас веры в какие' то догматы и оканчивающееся угрозами циррозом, безумием, туберкулезом и проч., кажется нам преподаванием какого-то катехизиса или корана, обещающого рай или ад, то-есть нравственно развращающого как преподавателя* так и его учеников

Критика жестокая; но едва-ли справедливая в общем. Никто не станет спорить, что если свобода преподавания будет поставлена в узкия рамки программы, учебника, выработанного в известном направлении, то результат не только анти-алкотельного преподавания, а преподавания любого предмета будет плачевный; но о подобном преподавании не может быть н речи* как о средстве борьбы с народным бедствием; речь может идти о свободном преподавании, когда руки учителя развязаны, когда он сам вполне сочувствует делу и вкладывает в него душу. В таких случаях, что подтверждается многочисленными данными практики, результаты не замедляют сказываться.

Кто больше всего терпит горя от народного пьянства? Не жены ли и дети! К кому в большинстве случаев, а у трудящихся масс обыденно, ребенок ближе—к отцу или к матери? Правдивое, * убежденное слово человека, которому ребенок вполне доверяет и от которого видит только добро, а другим народ-

*) Цитирую по В. Канелю. <«Алкоголизм и Школа», «Вестник.

Воспит.э 1909 г. Лв 1.

— 591 —

иый учитель и быть не может, не заронит-ли в душу ребенка искру, которая разгорится в желание1 самому не быть повторением причин скорби будущих своих детей и жены; не даст ли это могучее средство противиться при ударах судьбы идти по торной дороге к кабаку; а уже во всяком случае не будет ли способствовать искоренением многих пагубных обычаев и требований среды, очень и очень поддерживающих употребление крепких напитков.

ИИе один почти исследователь не проходит молчанием тех преград, которые встречают в своей антиалкогольной деятельности народные учителя.—„Мор винокур, трактирщик посылают своих детей в школу и грозясь их взять от туда, чч-ли учитель будет продолжать свой борьбу против крепких напитков; бакалейщик отказывает в кредите, пока учитель не прекратит своих антиалкогольных совещаний; словом масса влиятельных коалиций направляет свои силы против одинокого учителя и не мало надо иметь мужества, чтобы устоять в столь неравной борьбе".

Но францусский учитель в массе случаев идол твердо но пути борьбы, он чувствует за своей спиной не мало его поддерживающих,—он не одинок.

Нот несколько строк из рассказа одного из многих францусских народных учителей, вступивших энергично на путь борьбы.—.,Я борюсь против порока пьянства с самого начала вступления в должность учителя в 1889 году, в X., который известен по невероятным проявлениям пьянства своих обитателей.

Для борьбы со злом, которое на моих глазах производило ужасные опустошения, я не ожидал разрешения своих начальников. В утренния и вечерния часы занятий, в публичных собраниях, в частных разговорах, я старался внушить в умах слушателей ту истину, что злоупотребление крепкими напитками занимает первое* место среди врогов отдельного человека, семьи, общества44.

Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверенным в полном сочувствии всего учебного ведомства. Министерство Народного Просвещения Франции уже много лет направляет свои старания к созданию того кадра учителей, который-бы работал не за страх, а за совесть, который-бы закладывал первый основной камень народного блогополучия, народрой мощи; в вопросе борьбы с алкоголизмом оно также опбру могло видеть в народной школе и ея деятеле—народном учителе. Яркую обрисовку положения вопроса даст один из последних циркуляров Министерства Дородного Просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе ст» народным злом. „Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны. Никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание общества, правительства, как борьба с народным пьянством.