— 588 — Если к этим данным присоединим результаты других исследований, то непреложным явится убеждение в значительном понижении успешности занятий среди детей, получающих в пищу спиртные напитки. По данным исследования среди учащихся в Вене найдено: ') Для полных абстинентов,—хорош. успехи . 41,8%
для пивших но три раза в день,—хорошие . . О удовлетв. . . 33,3 плохие . . 66,7 Данные Helker'a (Мюнхен) рисуют влияние спиртных напитков на успешность учения в следующих цифрах: для полных абстинентов,—очень хорошие . 16,3%
Если возьмем отдельно определение степени прилежания, то по отношению к тем же группам имеем: ') Эге данные приведены были и в статье В. Канедя .Алкоголизм и Школа*, „Вести. Восп.“ 1909 г. № 1. |
Сопоставляя все данные, Wilker приходит к заключению: 1. Как полное воздержание от употребления в пищу спиртных напитков, так и регулярное их потребление в детском возрасте распространяется равно во всех классах общества. 2. Высокий процент пьющих случайно обосновывается, главным образом, на народных обычаях, требующих все общественные и семейные торжества, все праздники сопровождать потреблением спиртных напитков, на малой осведомленности вреда спиртных напитков. На эту группу детей и надо обратить особое внимание, — ребенку подносят алкоголь, как нечто „особо хорошееего дают только в праздник, — невольно в уме ребенка создается заключение,—алкоголь действительно надо считать дорогим и лакомым средством пищевым. Какии-же средства выдвигает современная жизнь для борьбы с алкоголизмом детей при помощи школы? Во всех странах признано непреложным положение о необходимости ввести в круг школьного преподавания и всестороннее рассмотрение вопроса о вредном действии спиртных напитков на человеческий организм; антиалкогольное преподавание не заключается только в узкия рамки изложения тех или иных положений в курсе гигиены; оно но возможности распространятся и на все остальные предметы преподавания. Уроки родного языка представляют для этого обширное поле; темами для диктовок, пересказов, переложений, сочинений могут быть очерки бытовой жизни, в которых алкоголь играл ту или иную роль; их не мало и в русской литературе. На уроках Истории необходимо освещать влияние разнузданности, оргий и проч. на падение отдельных личностей, царств и народов. Преподаватель Географии имеет полную возможность, освещая с данными статистики в руках положение государств в экономической, культурной и ироч. сторонах жизни, обрисовывать то или иное участие |