Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 588   >>>

  

— 588 —

Если к этим данным присоединим результаты других исследований, то непреложным явится убеждение в значительном понижении успешности занятий среди детей, получающих в пищу спиртные напитки.

По данным исследования среди учащихся в Вене найдено: ') Для полных абстинентов,—хорош. успехи . 41,8%

удовлетв. . .

. 49,2 „

плохие . .

9,0 „

для пивших случайно,

— хорошие

. 34,2 „

удовлетв. . .

. 56,7 „

плохие . . .

. 9,1 „

для пивших ежедневно. -

— хорошие . . .

. 27,9 „

удовлетв. . .

. 58,4 „

плохие . . .

• 13,и „

для пивших ежедневно по два раза в день,-

—хорошие.

. 23,9%

удовлетв.

. 57,8 „

плохие .

18,3 „

для пивших но три раза в день,—хорошие . . О

удовлетв. . . 33,3 плохие . . 66,7

Данные Helker'a (Мюнхен) рисуют влияние спиртных напитков на успешность учения в следующих цифрах: для полных абстинентов,—очень хорошие . 16,3%

хорошие. . .

. 51,3 „

удовлетв. . .

. 29,7 „

неудовл. . .

. 2,7

для пивших иногда,—очень хорошие. . .

. 12,3 „

хорошие. . .

. 52,0 „

удовлетв. . .

. 33,3

неудовл. . .

. 2,4 „

для пивших ежедневно,—очень хорошие . .

. 9,7 „

хорошие. . .

. 51,7 „

удовлетв. . .

. 35,(5

неудовлетв. .

3,0 „

Пивших два раза в день,—очень хорошие .

. 10,7 „

хорошие.

. 54,3 „

удовлетв. . .

. 31,0 *

неудовлетв. .

4,0 „

Привычных пьяниц, — очень хорошие .

. 4.3 „

хорошие. . .

. 43,3 „

удовлетв. . .

. 48,0 „

неудовлетв. .

4.4 „

Если возьмем отдельно определение степени прилежания, то по отношению к тем же группам имеем:

') Эге данные приведены были и в статье В. Канедя .Алкоголизм и Школа*, „Вести. Восп.“ 1909 г. № 1.

Прилежание:

Хорош.

Удовл.

Неудовл.

абстиненты.....

32,67

1,67

случайно пившие . . .

60,33

36,33

3,33

ежедневно.....

37,67

3,00

2 раза в день. . . .

37,00

2,67

привычные пьяницы. .

. . 49,33

46,00

4,67

Но отношению к способности восприятия

получились следующия

[ииые:

Способность восприятия:

Хорош.

Удовл.

Неудовл.

абстиненты........

42,67

38,00

36,67

20,67

случайно пившие .....

41,00

21,00

ежедневно........

32,33

43,33

47,67

24,33

18,67

2 раза в день......

33,67

привычные пьяницы . . .

30,67

45,67

23.67

Сопоставляя все данные, Wilker приходит к заключению:

1. Как полное воздержание от употребления в пищу спиртных напитков, так и регулярное их потребление в детском возрасте распространяется равно во всех классах общества.

2. Высокий процент пьющих случайно обосновывается, главным образом, на народных обычаях, требующих все общественные и семейные торжества, все праздники сопровождать потреблением спиртных напитков, на малой осведомленности вреда спиртных напитков. На эту группу детей и надо обратить особое внимание, — ребенку подносят алкоголь, как нечто „особо хорошееего дают только в праздник, — невольно в уме ребенка создается заключение,—алкоголь действительно надо считать дорогим и лакомым средством пищевым.

Какии-же средства выдвигает современная жизнь для борьбы с алкоголизмом детей при помощи школы?

Во всех странах признано непреложным положение о необходимости ввести в круг школьного преподавания и всестороннее рассмотрение вопроса о вредном действии спиртных напитков на человеческий организм; антиалкогольное преподавание не заключается только в узкия рамки изложения тех или иных положений в курсе гигиены; оно но возможности распространятся и на все остальные предметы преподавания. Уроки родного языка представляют для этого обширное поле; темами для диктовок, пересказов, переложений, сочинений могут быть очерки бытовой жизни, в которых алкоголь играл ту или иную роль; их не мало и в русской литературе. На уроках Истории необходимо освещать влияние разнузданности, оргий и проч. на падение отдельных личностей, царств и народов. Преподаватель Географии имеет полную возможность, освещая с данными статистики в руках положение государств в экономической, культурной и ироч. сторонах жизни, обрисовывать то или иное участие