Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 586   >>>

  

— 586 —

остановлюсь па данных, собранных ѴѴи1кег'омь о потреблении учащимися спиртных напитков ии о влиянии этого знакомства на успех знании (Die Bedeutimg und Stellung der Alkoholfrage in der Erzichungs-Schule Mtlnclien. 1909 r.).

Автор собрал массу данных, относящихся к различным нациям, классам общества, в зависимости от их социального положения, материального обезпечения и умственного развития.

Данные поражают ничтожным процентом детей, совершенно незнакомых со спиртными напитками.

В г. Гера, но исследованию школьных врачей, среди учащихся только 0,78% мальчиков и 1,44% девочек никогда не пили спиртных напитков; во всем Ульчском округе только

0,6% учащихся никогда не пили; в герцогстве Мейнингенском по опросам школьных врачей, процент совершенно непьющих детей в разных школах колеблется от 0,26 до 21,5, составляя в среднем 4,9%; в Познани 21,65% среди учащихся не знали вкуса вина и пива; по исследованию Германского учительского союза, охватившого весьма большое число учебных заведений, 2,26% детей в жизни не получали никогда спиртных напитков. По отношению к Австрии, где исследование было произведено в довольно обширных размерах, среди учащихся мальчиков только 0,07% не знали вкуса спиртных напитков, среди девочек только 0,09%; по данным Голландского союза учителей, только 11,6% учащихся никогда не пили алкоголя.

Наряду с этим процент знакомых со спиртными напитками поражает своей высотой; правда, не велик процент регулярно пьющих, еще менее процент нанивавшихся пьяными; но получающих спиртные напитки случайно, по праздникам, в дни семейных торжеств, как особое лакомство, весьма и весьма высок.

В Бонне, но данным вполне достоверным, из учащихся детей в народной католической школе 44,5% в возрасте до 9 лет ежедневно пили пиво или вино; вообще же все дети уже знали вкус спиртных напитков. В Дрездене среди учащихся мальчиков 21,17%, девочек 23,47% ежедневно получают пиво; в Ульмском округе из среды учащихся 32,7% пили ежедневно; в Познани часто получали спирт в том или ином виде 77,23% и 7,5% детей уже бывали пьяны; но данным Гольдфельда, собранным в Германии, 48,7% учащихся девочек регулярно пили пиво; в Мюнхене процент учащихся регулярно получавших спиртные напитки свыше 40%.

Данные, собранные у нас г. СкаржинсКим и д-ром Гри-горьевым, показывают, что зло потребления спиртных напитков в детском возрасте распространено в сильной степени.

Чтобы покончить с цифрами, я приведу данные, собранные Wilker’oMb.

Опросные листки, по которым Wilker собирал сведения в народных школах и привиллегированных учебных заведениях, заключали следующие вопросы:

— 587 —

„Училище...

Класс... Число учеников... Средний возраст...

Место по успехам опрашиваемого...

Средняя успешность М...

Опрашиваемый пьет случайно: 2)

Вино... Водку, коньяк и

Пиво... проч...

Опрашиваемый пьет ежедневно:

За обедом. Вино... Вечером. Вино...

Пиво... Пиво...

Водку и проч... Водку и проч...

Что пьет по утрамъ? Кофе...

Чай...

Какао...

Молоко...

Пил ли когда спиртные напитки?..

С какого времени более не пьетъ?..

Анкета была произведена в феврале и марте 1908 года. т. е. в конце учебного года, что дало лучшую оценку успешности.

Всего было опрошено 3.240 детей, из них 1.987 мальчиков и 1.253 девочки; результаты получились следующие: из среды мальчиков,—почти не пьют . 13,49%

пьют случайно . 78,66 „

., ежедневно . 7,85 „ из среды девочек, — почти не пьют . 15,80 „

пьют случайно . 73,82 „

„ ежедневно . 10,38 „ Успешность в занятиях оказалась.—

Из всех опрошенных были аттестованы отметками:

2—хорошо..........*26,27%

3 — удовлетв........... 52,87 ,

4 — плохо........... 20,86 „

В отдельности для каждого из разрядов по отношению к спиртным напиткам результаты были:

для полных абстинентов,—

-хорошо .

. 32%

удовлетв.

. 51,11%

плохо . .

. 16,89 „

для

пивших случайно, —

хорошо .

. 26,54 *

удовлетв.

. 52,90 „

плохо . .

. 20,56 „

для

пивших ежедневно, —

■ хорошо .

. 14,00 „

удовлетв.

. 55,50 „

плохо . .

. 30,50 „

') Обозначать цифрами: 2—хорошо, 3—удовлетв., 4—плохо. 3) Обозначать словами: „да*, .нетъ*.

38