Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 589   >>>

  

Прилежание:

Хорош.

Удовл.

Неудовл.

абстиненты.....

32,67

1,67

случайно пившие . . .

60,33

36,33

3,33

ежедневно.....

37,67

3,00

2 раза в день. . . .

37,00

2,67

привычные пьяницы. .

. . 49,33

46,00

4,67

Но отношению к способности восприятия

получились следующия

[ииые:

Способность восприятия:

Хорош.

Удовл.

Неудовл.

абстиненты........

42,67

38,00

36,67

20,67

случайно пившие .....

41,00

21,00

ежедневно........

32,33

43,33

47,67

24,33

18,67

2 раза в день......

33,67

привычные пьяницы . . .

30,67

45,67

23.67

Сопоставляя все данные, Wilker приходит к заключению:

1. Как полное воздержание от употребления в пищу спиртных напитков, так и регулярное их потребление в детском возрасте распространяется равно во всех классах общества.

2. Высокий процент пьющих случайно обосновывается, главным образом, на народных обычаях, требующих все общественные и семейные торжества, все праздники сопровождать потреблением спиртных напитков, на малой осведомленности вреда спиртных напитков. На эту группу детей и надо обратить особое внимание, — ребенку подносят алкоголь, как нечто „особо хорошееего дают только в праздник, — невольно в уме ребенка создается заключение,—алкоголь действительно надо считать дорогим и лакомым средством пищевым.

Какии-же средства выдвигает современная жизнь для борьбы с алкоголизмом детей при помощи школы?

Во всех странах признано непреложным положение о необходимости ввести в круг школьного преподавания и всестороннее рассмотрение вопроса о вредном действии спиртных напитков на человеческий организм; антиалкогольное преподавание не заключается только в узкия рамки изложения тех или иных положений в курсе гигиены; оно но возможности распространятся и на все остальные предметы преподавания. Уроки родного языка представляют для этого обширное поле; темами для диктовок, пересказов, переложений, сочинений могут быть очерки бытовой жизни, в которых алкоголь играл ту или иную роль; их не мало и в русской литературе. На уроках Истории необходимо освещать влияние разнузданности, оргий и проч. на падение отдельных личностей, царств и народов. Преподаватель Географии имеет полную возможность, освещая с данными статистики в руках положение государств в экономической, культурной и ироч. сторонах жизни, обрисовывать то или иное участие

— 590 —

ип> разрушении этих сторон спиртными напитками. Арифметика имеет немало материала для задач из экономической жизни трудящогося народа, из сопоставлений того, что алкоголь приносит в бюджет государства и что из него берет.

Много есть противников такого способа борьбы чрез анти-алкогольное преподавание в школе. С безпощадной критикой выступает Дюкло, который говорит:1) „Мне было-бы очень любопытно узнать, какое значение может иметь такая школьная проповедь в стране, производящей сидр, пиво или вино, и ос-мелится-ли бордоский или бургундский школьный учитель дурий» отзываться о вине в тех местах, где этим живут. Проявляя излишнее усердие в том направлении, куда его .толкают программы и инструкции, он рисковал-бы поставить свои наставления в полное противоречие с тем, что видят и слышать его ученики изо дня в день дома**. „ИИоистинне приходишь в изумление, когда видишь, что учебные власти требуют от своих учителей сделаться в данную минуту и химиками, и физиологами, и медиками, и статистиками, беседовать о пиромукозном альдегиде, о циррозе печени, о мемиакальной, меланхолической и слабоумной форме алкоголизма. Как будто и без того преподавание не сделалось уже весьма склонным к преклонению перед словами! Я хотел-бы поэтому, чтобы наставники оказывали противодействие, когда их заставляют рассуждать о предметах, превышающих их компетенцию, и безбоязненно заявили: Это не наше дело! Это проповедничество, начинающееся с требования от нас веры в какие' то догматы и оканчивающееся угрозами циррозом, безумием, туберкулезом и проч., кажется нам преподаванием какого-то катехизиса или корана, обещающого рай или ад, то-есть нравственно развращающого как преподавателя* так и его учеников

Критика жестокая; но едва-ли справедливая в общем. Никто не станет спорить, что если свобода преподавания будет поставлена в узкия рамки программы, учебника, выработанного в известном направлении, то результат не только анти-алкотельного преподавания, а преподавания любого предмета будет плачевный; но о подобном преподавании не может быть н речи* как о средстве борьбы с народным бедствием; речь может идти о свободном преподавании, когда руки учителя развязаны, когда он сам вполне сочувствует делу и вкладывает в него душу. В таких случаях, что подтверждается многочисленными данными практики, результаты не замедляют сказываться.

Кто больше всего терпит горя от народного пьянства? Не жены ли и дети! К кому в большинстве случаев, а у трудящихся масс обыденно, ребенок ближе—к отцу или к матери? Правдивое, * убежденное слово человека, которому ребенок вполне доверяет и от которого видит только добро, а другим народ-

*) Цитирую по В. Канелю. <«Алкоголизм и Школа», «Вестник.

Воспит.э 1909 г. Лв 1.