— 587 — „Училище... Класс... Число учеников... Средний возраст... Место по успехам опрашиваемого... Средняя успешность М... Опрашиваемый пьет случайно: 2) Вино... Водку, коньяк и Пиво... проч... Опрашиваемый пьет ежедневно: За обедом. Вино... Вечером. Вино... Пиво... Пиво... Водку и проч... Водку и проч... Что пьет по утрамъ? Кофе... Чай... Какао... Молоко... Пил ли когда спиртные напитки?.. С какого времени более не пьетъ?.. Анкета была произведена в феврале и марте 1908 года. т. е. в конце учебного года, что дало лучшую оценку успешности. Всего было опрошено 3.240 детей, из них 1.987 мальчиков и 1.253 девочки; результаты получились следующие: из среды мальчиков,—почти не пьют . 13,49% пьют случайно . 78,66 „ ., ежедневно . 7,85 „ из среды девочек, — почти не пьют . 15,80 „ пьют случайно . 73,82 „ „ ежедневно . 10,38 „ Успешность в занятиях оказалась.— Из всех опрошенных были аттестованы отметками: 2—хорошо..........*26,27% 3 — удовлетв........... 52,87 , 4 — плохо........... 20,86 „ В отдельности для каждого из разрядов по отношению к спиртным напиткам результаты были:
') Обозначать цифрами: 2—хорошо, 3—удовлетв., 4—плохо. 3) Обозначать словами: „да*, .нетъ*. 38 | — 588 — Если к этим данным присоединим результаты других исследований, то непреложным явится убеждение в значительном понижении успешности занятий среди детей, получающих в пищу спиртные напитки. По данным исследования среди учащихся в Вене найдено: ') Для полных абстинентов,—хорош. успехи . 41,8%
для пивших но три раза в день,—хорошие . . О удовлетв. . . 33,3 плохие . . 66,7 Данные Helker'a (Мюнхен) рисуют влияние спиртных напитков на успешность учения в следующих цифрах: для полных абстинентов,—очень хорошие . 16,3%
Если возьмем отдельно определение степени прилежания, то по отношению к тем же группам имеем: ') Эге данные приведены были и в статье В. Канедя .Алкоголизм и Школа*, „Вести. Восп.“ 1909 г. № 1. |