Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 548   >>>

  

— 548 —

лось ея впечатление на народ, и тем дольше сохранялось ея обаяние.

Вообще, если лектор удачно и умело подберет материал для чтения, если он обладает искусством громко и выразительно читать, да при этом у него будет много хороших картин, иллюстрирующих его чтение,—то успех его дела окажется огромным. Вот почему народные чтения и могут быть особенно полезными в борьбе с алкоголизмом. Хорошая брошюра, написанная доступным для народа языком о вреде пьянства, и несколько картин, изображающих последствия этого зла, сделают очень много в этой борьбе.

Точно такое же и даже большее значение, в деле отвлечения народа от пьянства, имеют и беседы—религиозно-нравственного и общого характера. Оне представляют то преимущество перед народными чтениями, что заключают в себе возможность свободного обмена мыслей на избранную для беседы тему. Народ посещает их очень охотно, так как надеется получить здесь, кроме обычного интереса новизны, также и духовно-нравственноо наставление, чем большинство населения деревни очень дорожит. Самым ярким доказательством необычайной силы таких бесед служат собеседования разного рода сектанток и известные, прочно установившияся, в Петербурге, систематическия беседы „братца Иоанна“, образовавшого общество „трезвенниковъМне приходилось быть на этих беседах и я должен заявить, что оне организованы именно так, как нужно для того, чтобы произвести сильное воспитывающее влияние на рабочий люд, и отвлечь его от пьянства и других пороков.

Прежде всего оне ведутся в праздничные дни, и этим дают возможность народу занять свое свободное время разумной беседой на ту или иную моральную тему; затем все говорится здесь в самой простой, удобопонятной форме, но, вместе с тем, сильно и убедительно. Действительно эти беседы больше носят религиозный характер, но это сильнее способствует их влиянию и ясному пониманию истин христианского учения.

Посещают их тысячи народа, и все они дают обет трезвости и воздержания от других пороковъ—а потому эти беседы имеют огромное значение в деле религиозно - нравственного воспитания народа вообще, и в деле отрезвления его в частности.

Такия беседы и следовало-бы устраивать в селах и деревнях нашего обширного отечества, как местными священниками, так и другими представителями интеллигентной части общества.

Кроме религиозно-нравственных тем, можно брать, конечно, и другия темы—общия или специальные, так как разумная беседа всегда послужит к просвещению народа в том или другом отношении. Такими темами могут быть сведения: по гигиене, медицине, сельскому хозяйству, вреде и последствиях пьянства и т. п. Развивая народ умственно и нравственно, эти беседы дадут населению то разумное провождение своего отдыха, которого

— 549 —

у него теперь петь, и отсутствие которого толкает его к выпивке с таишми-же скучающими от нечего делать ■ товарищами.

Литературные утра или вечера тоже служат верным и надежным средством в отвлечении народа от пьянства. Они отличаются от других мероприятий тем, что заключают в себе элемент самодеятельности населения, собственного его участия, собственной работы. В то время как образовательная деятельность посредством библиотек, чтений, бесед и т. п., исходит от другого лица, стоящого по своему развитию гораздо выше местного населения, и берущого на себя всю активную работу,— в литературных вечерах, утрах, концертах и т. и. участвуют или по крайней мере — получают возможность уча отковать, все желающие и способные к тому члены местного общества — взрослые, юноши, школьники, хотя конечно, также под руководством опытного организатора и руководителя в таких общественных развлечениях. В силу этого в них развивается уверенность в своих силах, стремление к самоусовершенствованию, к усвоению разного рода знании и, главное, к книге, к всему изящному: поэзии, искусству, а через это ко всему доброму, истинному, красивому и облогораживающему ум, сердце, волю. Декламируя то или другое поэтическое произведение, взрослые так-же, как и школьники, одинаково проникаются его внутренним смыслом, одинаково постигают его поэтическия красоты и одинаково стараются внушить все это своим слушателям. Мне приходилось видеть очень много сельских литературных вечеров, елок с концертным и литературным отделением и детских спектаклей исполняемых учащимися начальных школ, их бывшими учениками и другими взрослыми крестьянами, и я по истине изумлялся тому успеху, с которым они проходили. Учащиеся и вышедшие из школы ученики так чудно декламировали басни и стихотворения наших поэтов'ь, и с таким чувством и пониманием читали отрывки из сочинений лучших писателей, что приходилось только удивляться и даже не верилось, что видишь перед собой учеников народной элементарной школы.

Я не говорю уже о пении, так как о нем будет сказано ниже, но самое чтение и декламация были как-то особенно хороши и правильны!

Все учащияся дети свободно выходили вперед и совершенно свободно, громко, с соблюдением всех правил декламации, с воодушевлением и полным пониманием, говорили разученные ими номера программы. Приятно было смотреть на их веселые лица и на их бодрый вид, который будто говорил: „смотрите и я могу прочитать не хуже вашего, если только вы меня научите или дадите возможность научиться самому44. Народу на такие вечера сходилось еще более, чем на народные чтения и беседы, и понятно, так как, кроме общого интереса ко всему новому, тут присоединялось еще чувство нравственной гордости