Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 546   >>>

  

— 546 —

селах будут более или менее полные, а главное, толково и с пониманием современных требований и степени умственного развития народа, составленные библиотеки-чиитальнн, и если во главе их будут поставлены лица, умеющия руководить этим делом и преданные ему, — то можно с уверенностью сказать, .что это отвлечет очень многих из наших крестьян от „каменки* и выпивки с товарищами; книга займет часть его досуга, и положит тот след в душе, который побудит его остаться дома и провести время в осмысленной беседе с близкими и знакомыми. Паш русский крестьянин любить „умную" книжку и „умные* разговоры, и готов за ними провести несколько часов под ряд. Доказательством этого служить успех открываемых земствами библиотек и довольно быстрое развитие этого дела, несмотря на всевозможные и многочисленные стеснения в нем. Так, известно, что существовали большия затруднения ири выписке книг и при открытии библиотек вплоть до 1890 го:ид, когда вышли правила 15-го мая о безплатных народных читальнях; но и эти правила не давали полной свободы в деле распространения библиотекъ^] итал он, и только в 1905 году эта отрасль внешкольного образования освободилась оть своих путь и стеснений.

Большим подспорьем народным библиотека м сл у жать, обыкновенно, школьные библиотеки, которыми пользуется вся сельская молодежь и которые составляют самую надежную связь школы с бывшими учениками. При усердном, хорошо подготовленном, сведущем и всестороннее образованном учителе, эти библиотеки могут оказать огромное влияние в деле просвещения народных масс. Но, к сожалению, и таких библиотек у нас очень мало. По сведениям за 1905 год, их было всего только 6.170, из которых 301—ири городских начальных школах, 5.851 — при сельских и 18 — при городских училищах но положению 1872 года.

Библиотеки служат для получения книг на дом, но в читальне крестьяне сходятся для прочтения их в обществе многих, или нескольких своих односельчан. Там, обыкновенно, читаются газеты или небольшия брошюры. Такой характер чтений имеет также большое значение. Читальня представляет из себя что то в роде клуба. Тут можно обменяться взглядами, поговорить на злобу дня, услыхать свежую мысли», политическую или общественную новость, — словом, здраво подумать и осмысленно поговорить. Здесь полагается начало развития общественности, расширению умственного кругозора, создание общности и стремление к самоусовершенствованию.

Во многих местах читальни имеют большой успех и очень охотно посещаются населением; но, конечно, и это зависит главным образом от личности ея руководителя. Из имеющихся сведений о библиотеках-читальнях некоторых земских губерний, можно указать на следующия губернии: Харьковскую, в которой губернское земское собрание, в последнюю свой сессию, ассигновало, на снабжение и пополнение библиотек в теку-

— 547 —

щем 1909 году, 38.700 р. и число библиотек которой доходит, ию^ сведениям за 1908 год, до 417; затем, — Олонсцкую, где губернское земство, особенно серьезно относясь к делу внешкольного образования, определило даже ежегодную стоимость библио-теки-читалыш нормального типа: для первого года в 850 р. (книги с переплетомъ—500 p., помещение—(>0 p., оборудование— 60 p., жалованье библиотекарю—180 p., журналы и газеты—40 р. и мелкие расходы—ИО p.), а для следующихъ—в 365 р. (помещение— 60 p., библиотекарю—180 p., пополнение книг — «О p., переплетъ—15 p., журналы и газеты—40 р. н мелкие расходы— ИО p.); кроме того, там же учреждены передвижные библиотеки, стоимостью каждая в 25 p., с целью обслуживания мест, удаленных от центральных библиотечных пунктов. В текущем году таких библиотека) предполагается к открытию 42. Далее известно, что в Самарской губернии, по сведениям еще за 1904 год, библиотек было 129, а в Курской — 134. Второе место в деле внешкольного образования занимают народные чтения, которые также имеют огромное значение в борьбе с алкоголизмом, так как и они успели заслужить в населении сочувствие и симпатии, особенно там, где их вели правильно, систематично, непрерывно и с хорошей обстановкой при помощи картин волшебного фонаря.

По статистическим данным Мин. Нар. Проси, за 1905 год, число училищ, при которых производились народные чтения, равнялось — 6.886, а число отдельных чтений неизвестно. При училищах народные чтения обыкновенно устраивались на средства земств, городов, духовного ведомства, отдельных обществ и частных лиц; но, к сожалению, очень немногия из них .велись последовательно и систематично; большею же частью они были совершенно случайны: приезжал лектор, привозил с собой волшебный фонарь и брошюры и объявлял накануне о своем чтении. В селении ото обыкновенно встречалось с каким то особенным интересом. В назначенный день и в указанное место для этого чтения (школу или волостное правление) собиралась масса народа: стариков, подростков, детей, мужчин и женщин, и все старались поместиться поближе к лектору. Но так как это удавалось не многим счастливцам, то все остальные размещались, где лопало. Помещение -заполнялось вплотную, и неѵспевшие в него войти должны были оставаться даже на улице около Окошек. Все же, успевшие поместиться в комнате, слушали лектора с наслаждением. Для них всякая книжка и рассказ, какой бы области он не касался, представлял новинку и интерес среди однообразной, серой, лишенной всякого умственного интереса, жизни, а потому они, несмотря ни на какую погоду, с большой охотой шли послушать заезжого лектора. И чем интереснее была тема чтений, чем она ближе подходила к быту и миросозерцанию народа, чем яснее и проще отвечала его духовным запросам, чем больше иллюстрировалась картинами волшебного фонаря,—тем полнее, крепче и сильнее оказыва-