— 541 — Сравнивая денежные затраты на школы в главнейших государствах, мы увидим, что в них на каждого жителя приходится в год: В Соединенных Штатах ......5 р. — к. „ Швейцарии............3 „ — „ „ Англии.......... . 3 „ — „ Германии.............2 „ 63 „ Норвегии............1 „ 89 „ „ Швеции.............1 „ 82 „ „ Франции..............1 „ 63 rt „ Австрии..............1 „ 20 „ „ Италии.............— „ 65 ,, „ России только...........— „ 40 „.*) Таким образом, Россия в деле народного образования между приведенными государствами, занимает самое последнее место. Вся наша беда состоит в том, что правительство наше еще не прониклось окончательно мыслию о том, насколько гибельны для нас, для нашей родины темнота, невежество и некультурность огромной части ея населения. Если бы оно сознало ясно, что главный наш врагъ—недостаточность народного просвещения, то нашло бы и деньги на это дело: просвещение народа. Теперь же, пока такого сознания нет, оно, вместо реальной помощи, довольствуется обещаниями и паллиатива^. В силу этого, у нас, и раньше, и в настоящее время, дело народного образования вообще, и внешкольное в частности, поддерживалось исключительно земскими, общественными и частными средствами. Министерство Нар. Просв. не имело даже до последняго времени для .внешкольного образования соответственного кредита, а потому к нему не поступали и ходатайства о пособии на этот предмет ни от земства, ни от городов. Вследствие этого унего не оказалось никаких фактических данных для распределения и такой небольшой суммы, кань 50,000 руб. но отдельным видам внешкольного образования. Комиссия по пародному образованию в Гос. Думе, на рассмотрение которой поступил министерский законопроект, отнеслась к вопросу о внешкольном образовании в высшей степени сочувственно, и высказалась в том смысле, что развитие этого образования должно идти параллельно увеличению числа школ, так как без поддержания и дальнейшого развития знаний, полученных в школе, не может быть никакого успеха в деле образования. Высказавшись в таком смысле, комиссия прежде всего обратила внимание на ничтожность намеченной министерством суммы, и нашла необходимым увеличить ее до 500.000 р. с отнесением ея на общие остатки от кредитов, предусмот- *) Сведения взяты из книги „Сравнительный обзор иностранных законов, регулирующих начальное обозрение^. | — 545 — ренных па народное образование, по проекту государственной росписи доходов и расходов на 1909 год. Бюджетная же комиссия затруднилась высказаться по этому поводу за неимением заключений относительно обращения этого расхода, на указанные остатки со стороны Министерства Народного Просв. и Финансов. Поэтому комиссия но народному образованию, опасаясь затянуть получение испрашиваемых 50.000 p., согласилась на ассигнование в 1909 году означенной суммы, несмотря на свое полное несочувствие к ничтожности такого ассигнования. Государственная же Дума, утверждая такое решение, высказала в формуле перехода к очередным делам свое пожелание о том, чтобы Мни. Нар. Просв. выработало к осени 1909 года определенный план деятельности но внешкольному образованию и представило законопроект об отпуске на этот предмет значнтьлыю большей суммы. (Журнал Гос. Думы Д» 123 ххи). Высочайшие утвержденное совещание местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1902 году также высказалось за необходимость и полезность внешкольного образования в деле просвещения народа, и это было признано почти всеми комитетами, обсуждавшими этот вопрос. Видов внешкольного образования очень много, и они довольно разнообразны. К ним относятся: 1) Народные библиотеки и читальни. 2) Народные чтения. 3) Литературные вечера. 4) Гимнастическия упражнения и игры. 5) Педогогические музеи. О) Летния колония и экскурсии. 7) Народные хоры и оркестры. 8) Спорт в различных его видах. 9) Воскресные классы и уроки со взрослыми. ИО) Лекции и беседы на специальные и общия темы. И) Духовные беседы—религиозно-нравственные. 12) Повторительные классы. 13) Дополнительные классы. 14) Народные университеты. Перечисленные виды внешкольного образования, служа вообще делу нравственного и умственного развития народных масс, без всякого сомнения, все оказывают огромную помощь в борьбе с алкоголизмом; но некоторые из них следует признать особенно полезными в этом отношении, так как они являются непосредственным и притом очень сильным и верным сред-средством к подавлению и ослаблению этого зла. К этим видам принадлежать те из них, которые, кроме общого развития, способствуют также разумному провождению рабочим человеком его свободного времени. Рассмотрим же характер и значение таких видов внешкольного образования, в числе которых первое место занимают, бесспорно, библиотеки и читальни. Если в наших |