- 542 — верчпво, если такия начинания исходили не от него, а между тем, само почти ничего не предпринимало к тому, чтобы разлить ото дело и, хотя бы немного, подвинуть его вперед. На сколько ничтожно было участие Министерства Народного Просвещения в деле внешкольного образования народа и на сколько мала была его помощь, в этом направлении, можно судить из того, что даже в самое последнее время, в прошлом 190S году, оно затратило на этот предмет во всей стране всего только 15.691 руб.: на школьные библиотеки 2.500 руб., на педогогические музеи 4.227 руб. и на все остальное—воскресные и вечерния занятия со взрослыми, курсы и народные чтения 8.964 руб. С настоящого 1909 года сумма, отпускаемая на внешкольное образование М. И. И. возросла до 50.000 p., и им внесен в Гос. Думу 16 сентября прошлого 1908 года законопроект об отпуске условным кредитом этой суммы на устройство народных читален ии библиотек, на обучение взрослого населения и на школьные музеи. В этом законопроекте внешкольному образованию отводится также и новая задача—обучать грамоте ту часть населения, которая не имела возможности учиться в школах; но ири этом обращается внимание н на его прямое назначение—поддерживать и дополнять образование, полученное в школе. По поводу этой стороны деятельности внешкольного образования, вт> законопроекте говорится так: „Возможно широкое развитие внешкольного образования важно по достижении всеобщности обучения. Образование, полученное в начальной школе, будет иметь ценность только при условии, если оно сохраняется н поддерживается. В некультурной темной среде забытие грамоты представляется явлением обычным и вполне понятным. Во всяком случае, при отсутствии просветительных и образовательных внешкольных учреждений, результаты начальной школы могут быть сведены до ничтожных размеров. Период школьного обучения у нас в России вдвое меньше западноевропейского. Если нашему крестьянину непосильно отпускать детей в школу на 7—8 лет, то необходимо позаботиться о том, чтобы окончившие школу с 4-х летним курсом, могли поддерживать и дополнять свое образование вне школы. Необходимо устройство воскресных школ с программами начальной школы и шире, повторительных классов для взрослых, а также устройство народных библиотек, читален, книжных складов и народных чтений. Библиотеки необходимы, потому что в последнее время в народе пробудилась сильная потребность в чтении; в праздничные и другие свободные дни читальни усердно посещаются народом. Книги берутся и на дом, особенно в зимние' и осенние дни; в виду незначительности состава библиотек, некоторые книги прочитываются одними и теми же лицами по несколько раз. Народные чтения приносят не меньшую пользу; они отвлекают народ от праздного провождения времени, пробуждают любезна- | — 543 — тельность и стремление к самообразованию и развивают стремление к приобретению книг. Затем, так как устройство и ведение дела в указанных образовательных учреждениях лежит, главным образом, на учащих народных училищ, что требует пополнения и расширения полученных ими познании, то в этих целях, и для ознакомления их с новейшими методическими сочинениями, признается необходимым устройство школьных музеев, которые удовлетворяют этой потребности учащих. С введением же в России народного представительства, вопрос о грамотности населения приобретает особенно важное значение. Призвание народа к участию в законодательной деятельности возлагает на правительство и общество заботу о том, чтобы все дети, остающияся по недостатку мест без школьного образования, и все взрослые неграмотные, имели возможность, помимо школы, приобрести грамотность и развить свое образование настолько, чтобы серьезно относиться к окружающей жизни". Таков взгляд на внешкольное.образование со стороны правительства в настоящее время. Оно, наконец, сознало всю важность и значение этой отрасли народного просвещения, и очень определенно говорит об этом в своем законопроекте, но, вместе с тем, просит на этот предмет, на всю нашу обширную Империю с ея 34 земскими губерниями и 55—неземными, всего только 50.000 рублей. Такое ничтожное ассигнование, ири точном указании в законопроекте важности его назначения, звучит какой то иронией и говорит за то, что здесь далеко расходится слово с делом, обещание с его выполнением. Чтобы точнее определить отношение нашего правительства вообще к делу народного просвещения, можно привести суммы его ассигнований на этот предмет за все время, начиная с учреждения М. Н. П. до последних лет, когда, блогодаря на стоянию законодательных палат, ассигнования эти начали быстро увеличиваться. Прогрессивный рост этих ассигнований шел таким образом:
|