Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 540   >>>

  

— 540 -

Напротив, нам следует обратить самое серьезное внимание на тяжелое положение массы нашего народа и на тот ложный путь, по которому направляется в настоящее время его духовное развитие.

Нам нужно, как можно скорее, придти ему на помощь иг постараться заменить те суррогаты духовной пищи, которыми он до сих нор питался, здоровой натуральной нищей. Всего этого и возможно достигнуть через внешкольное образование, во всех его видах. Значение этого образования в деле духовного просвещения народа, можно 'определить таким образом: во 1-х оно способствует укреплению и сохранению полученных в школе знаний, а во 2-х, служит дальнейшему развитию и самообразованию каждого юноши и взрослого человека.

В борьбе же с алкоголизмом оно, обслуживая эти цели, идет еще дальше, доставляет народу разумные приятные занятия и развлечения, заполняющия его праздничное время и часы досуга, которых так недостает нашей деревне, и которые могут удержать каждого пьющого человека от соблазна выпить в кругу таких же пьющих его товарищей.

В силу этого внешкольное образование и может служить одним из самых сильных, самых верных и самых правильных средств в борьбе с народным невежеством и с проистекающим из него народным пьянством и его последствиями на умственную, нравственную, физическую и экономическую жизнь нашего крестьянина.

Но, к сожалению, у нас до сих нор обращалось очень мало внимания на эту отрасль народного просвещения, отчасти потому, что все ведомства, земства и общества были заняты, главным образом школьным образованием, а отчасти и потому, что этой отрасли образования придавали мало значения. Впрочем некоторые земства кое-что предпринимали для внешкольного образования и вообще довольно охотно шли на встречу потребностям населения в этом направлении, устраивая библиотеки, народные чтения, книжные склады, воскресные уроки и т. д. О такой деятельности земств можно привести сведения за 1904 год (более' поздних неудалось достать), из которых видно, что на дело внешкольного образования в этом году было ими затрачено:

а) На воскресные школы......... 17.782 р.

б) „ повторительные классы......1 (>.576 „

в) „ воскресные и вечерние курсы для ра

бочих ............ 6.499 „

Итого . . 40.857 р.

Кроме того, в деле внешкольного образования принимали участие и сельския общества, расходы которых выразились в том же году такими суммами:

- 511 —

а) 11а воскресные школы.........5.213 р.

б) „ повторительные классы........ 38 „

в) воскресные н вечерние курсы для ра

бочих ............ 10.020 „

Итого . . 15.271 р.

Более энергично работали в этой области попечительства о народной трезвости, деятельность которых в 1905 году, в пользу, внешкольного образования, выразилась следующим образом:

I. а) библиотек-читален попечительства функционировало ........... 4.333

б) субсидировало^ библиотек посторонних. 453

в) абонентов в библиотеках было .... 1.097.000

г) посетителей в них.......... 8.201.000

д) книжных складов состояло...... 495

0) продано в них книг........ 77.590

;к) устроено народных чтений...... 71.201

пунктов, в которых они устраивались,

было............. 6.713

н) число посетителей в них......10.918.000

1) число волшебных фонарей..........5.188

к) картин к ним . . >...... 487.701

л) вечерних и воскресных классов учреждено было ........... 597

м) субсидировало^ тех же классов . . . 258 и) число учащихся в них мужчин и женщин равнялось......... 21.401 чел.

И. Израсходовано было попечительства»» народной трезвости в том же 1905 году:

а) на читалыш-библиотеки и книжные склады. 470.516 р.

б) „ народные чтения.......... 181.485 „

в) „ вечерние и воскресные классы .... 68.592

Итого . . 720.593 р.

Из этой суммы видно, что попечительствами о народной трезвости было затрачено довольно много на дело внешкольного образования народа, но все таки этого было далеко недостаточно для нашей обширной империи, и все, предпринимаемое в этом направлении, страдало разрозненностью, отсутствием определенной цели, непоследовательностью и неимением известного одного, общого всем, плана.

Что же касается до Министерства Народного Просвещения, то оно обыкновенно относилось ко всем таким начинаниям недо-

1) Отчет о деятельности попечительства о народное трезвости за 1605 год. изданные главным управлением нескладных сборов н казенной продажи шитиЛ. За последние годы отчеты эти еще не изданы.