Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 543   >>>

  

— 543 —

тельность и стремление к самообразованию и развивают стремление к приобретению книг.

Затем, так как устройство и ведение дела в указанных образовательных учреждениях лежит, главным образом, на учащих народных училищ, что требует пополнения и расширения полученных ими познании, то в этих целях, и для ознакомления их с новейшими методическими сочинениями, признается необходимым устройство школьных музеев, которые удовлетворяют этой потребности учащих. С введением же в России народного представительства, вопрос о грамотности населения приобретает особенно важное значение. Призвание народа к участию в законодательной деятельности возлагает на правительство и общество заботу о том, чтобы все дети, остающияся по недостатку мест без школьного образования, и все взрослые неграмотные, имели возможность, помимо школы, приобрести грамотность и развить свое образование настолько, чтобы серьезно относиться к окружающей жизни".

Таков взгляд на внешкольное.образование со стороны правительства в настоящее время. Оно, наконец, сознало всю важность и значение этой отрасли народного просвещения, и очень определенно говорит об этом в своем законопроекте, но, вместе с тем, просит на этот предмет, на всю нашу обширную Империю с ея 34 земскими губерниями и 55—неземными, всего только 50.000 рублей. Такое ничтожное ассигнование, ири точном указании в законопроекте важности его назначения, звучит какой то иронией и говорит за то, что здесь далеко расходится слово с делом, обещание с его выполнением. Чтобы точнее определить отношение нашего правительства вообще к делу народного просвещения, можно привести суммы его ассигнований на этот предмет за все время, начиная с учреждения М. Н. П. до последних лет, когда, блогодаря на стоянию законодательных палат, ассигнования эти начали быстро увеличиваться. Прогрессивный рост этих ассигнований шел таким образом:

Всего по смете

Исключительно на начальное

М. Н. 11.

образование.

1802

г.

1.113,504

Р-

С 1828 г. по 1883 г.,

1812

2.782,277

W

т. и. за 55 лет Прави-

1822

8.724,935

м

тельств. на всю Империю

1832

м

4.463,820

„ ассипг.

было отпущено 1.046.083 р.

1842

я

2.765,380

„ серебр.

98 коп.

1852

г»

2.852,662

п

1862

п

4.156,824

Я

1872

*1

11.285,687

п

1882

Я

18.056,393

я

1892

»

21.868,914

1902

и

36.624,312

...... 1.399,473 руб.

1908

53.149,088

......15.920,148 „

1909

п

«4.027,109

...... 22.231,323 „

1910

76.847,260

п • • •

... 28.363 985 „

— 541 —

Сравнивая денежные затраты на школы в главнейших государствах, мы увидим, что в них на каждого жителя приходится в год:

В Соединенных Штатах ......5 р. — к.

„ Швейцарии............3 „ — „

„ Англии.......... . 3 „ —

„ Германии.............2 „ 63

„ Норвегии............1 „ 89 „

„ Швеции.............1 „ 82 „

„ Франции..............1 „ 63 rt

„ Австрии..............1 „ 20 „

„ Италии.............— „ 65 ,,

„ России только...........— „ 40 „.*)

Таким образом, Россия в деле народного образования между приведенными государствами, занимает самое последнее место. Вся наша беда состоит в том, что правительство наше еще не прониклось окончательно мыслию о том, насколько гибельны для нас, для нашей родины темнота, невежество и некультурность огромной части ея населения. Если бы оно сознало ясно, что главный наш врагъ—недостаточность народного просвещения, то нашло бы и деньги на это дело: просвещение народа. Теперь же, пока такого сознания нет, оно, вместо реальной помощи, довольствуется обещаниями и паллиатива^. В силу этого, у нас, и раньше, и в настоящее время, дело народного образования вообще, и внешкольное в частности, поддерживалось исключительно земскими, общественными и частными средствами. Министерство Нар. Просв. не имело даже до последняго времени для .внешкольного образования соответственного кредита, а потому к нему не поступали и ходатайства о пособии на этот предмет ни от земства, ни от городов.

Вследствие этого унего не оказалось никаких фактических данных для распределения и такой небольшой суммы, кань

50,000 руб. но отдельным видам внешкольного образования.

Комиссия по пародному образованию в Гос. Думе, на рассмотрение которой поступил министерский законопроект, отнеслась к вопросу о внешкольном образовании в высшей степени сочувственно, и высказалась в том смысле, что развитие этого образования должно идти параллельно увеличению числа школ, так как без поддержания и дальнейшого развития знаний, полученных в школе, не может быть никакого успеха в деле образования. Высказавшись в таком смысле, комиссия прежде всего обратила внимание на ничтожность намеченной министерством суммы, и нашла необходимым увеличить ее до 500.000 р. с отнесением ея на общие остатки от кредитов, предусмот-

*) Сведения взяты из книги „Сравнительный обзор иностранных законов, регулирующих начальное обозрение^.