- 511 — а) 11а воскресные школы.........5.213 р. б) „ повторительные классы........ 38 „ в) воскресные н вечерние курсы для ра бочих ............ 10.020 „ Итого . . 15.271 р. Более энергично работали в этой области попечительства о народной трезвости, деятельность которых в 1905 году, в пользу, внешкольного образования, выразилась следующим образом: I. а) библиотек-читален попечительства функционировало ........... 4.333 б) субсидировало^ библиотек посторонних. 453 в) абонентов в библиотеках было .... 1.097.000 г) посетителей в них.......... 8.201.000 д) книжных складов состояло...... 495 0) продано в них книг........ 77.590 ;к) устроено народных чтений...... 71.201 пунктов, в которых они устраивались, было............. 6.713 н) число посетителей в них......10.918.000 1) число волшебных фонарей..........5.188 к) картин к ним . . >...... 487.701 л) вечерних и воскресных классов учреждено было ........... 597 м) субсидировало^ тех же классов . . . 258 и) число учащихся в них мужчин и женщин равнялось......... 21.401 чел. И. Израсходовано было попечительства»» народной трезвости в том же 1905 году: а) на читалыш-библиотеки и книжные склады. 470.516 р. б) „ народные чтения.......... 181.485 „ в) „ вечерние и воскресные классы .... 68.592 Итого . . 720.593 р. Из этой суммы видно, что попечительствами о народной трезвости было затрачено довольно много на дело внешкольного образования народа, но все таки этого было далеко недостаточно для нашей обширной империи, и все, предпринимаемое в этом направлении, страдало разрозненностью, отсутствием определенной цели, непоследовательностью и неимением известного одного, общого всем, плана. Что же касается до Министерства Народного Просвещения, то оно обыкновенно относилось ко всем таким начинаниям недо- 1) Отчет о деятельности попечительства о народное трезвости за 1605 год. изданные главным управлением нескладных сборов н казенной продажи шитиЛ. За последние годы отчеты эти еще не изданы. | - 542 — верчпво, если такия начинания исходили не от него, а между тем, само почти ничего не предпринимало к тому, чтобы разлить ото дело и, хотя бы немного, подвинуть его вперед. На сколько ничтожно было участие Министерства Народного Просвещения в деле внешкольного образования народа и на сколько мала была его помощь, в этом направлении, можно судить из того, что даже в самое последнее время, в прошлом 190S году, оно затратило на этот предмет во всей стране всего только 15.691 руб.: на школьные библиотеки 2.500 руб., на педогогические музеи 4.227 руб. и на все остальное—воскресные и вечерния занятия со взрослыми, курсы и народные чтения 8.964 руб. С настоящого 1909 года сумма, отпускаемая на внешкольное образование М. И. И. возросла до 50.000 p., и им внесен в Гос. Думу 16 сентября прошлого 1908 года законопроект об отпуске условным кредитом этой суммы на устройство народных читален ии библиотек, на обучение взрослого населения и на школьные музеи. В этом законопроекте внешкольному образованию отводится также и новая задача—обучать грамоте ту часть населения, которая не имела возможности учиться в школах; но ири этом обращается внимание н на его прямое назначение—поддерживать и дополнять образование, полученное в школе. По поводу этой стороны деятельности внешкольного образования, вт> законопроекте говорится так: „Возможно широкое развитие внешкольного образования важно по достижении всеобщности обучения. Образование, полученное в начальной школе, будет иметь ценность только при условии, если оно сохраняется н поддерживается. В некультурной темной среде забытие грамоты представляется явлением обычным и вполне понятным. Во всяком случае, при отсутствии просветительных и образовательных внешкольных учреждений, результаты начальной школы могут быть сведены до ничтожных размеров. Период школьного обучения у нас в России вдвое меньше западноевропейского. Если нашему крестьянину непосильно отпускать детей в школу на 7—8 лет, то необходимо позаботиться о том, чтобы окончившие школу с 4-х летним курсом, могли поддерживать и дополнять свое образование вне школы. Необходимо устройство воскресных школ с программами начальной школы и шире, повторительных классов для взрослых, а также устройство народных библиотек, читален, книжных складов и народных чтений. Библиотеки необходимы, потому что в последнее время в народе пробудилась сильная потребность в чтении; в праздничные и другие свободные дни читальни усердно посещаются народом. Книги берутся и на дом, особенно в зимние' и осенние дни; в виду незначительности состава библиотек, некоторые книги прочитываются одними и теми же лицами по несколько раз. Народные чтения приносят не меньшую пользу; они отвлекают народ от праздного провождения времени, пробуждают любезна- |