Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 537   >>>

  

Доклад И. С. Клюжева.

Внешкольное образование как одно из мероприятий в борьбе с алкоголизмом.

Как человек, блисстоящий к делу народного просвещения, я хотел-бы обратить внимание на одно из просветительных средств к излечению алкоголизма, путем внешкольного образования, которое, но моему глубокому убеждению, должно занимать первое и самое видное место между всеми другими культурными средствами нашей борьбы с этим ужасным врогом, губящим все более и более здоровье, силы, нравственность и экономическую обезпеченность нашего народа.

Школа, бесспорно, может оказать очень большое влияние в деле отрезвления народных масс, так как ея идея и прямая задача заключается именно в том, чтобы правильно и, насколько возможно, шире развить духовные способности человека: его ум сердце и волю, т. о. в том, что прежде всего, необходимо для успешности борьбы с пьянством, и для укрепления человека в противодействии силе этого, повсеместно распространенного, зла. ИИо нельзя не признать и того, что до настоящого времени наша начальная школа не встала еще в достаточно крепкое, прочное и устойчивое положение. Нужно ломить, что у нас нет еще ни обязательности, ни даже общедоступности начального обучения; что самым продолжительным его курсом в одно-классных училищах является всего только 4 года, или правильнее, 4 зимы, а обыкновеннымъ—3 и даже 2 года; что ученики начальных иикол пропускают массу учебных дней, так как мы никак не решаемся сделать аккуратное посещение школы для них обязательным; что, кроме того, большая часть из них не проходит полностью и этого курса, ограничиваясь очень часто двумя или одной зимой; что большое число праздничных и вакатоционных дней, сокращает учебный год чуть не на две трети его (120 учебных дней), и что, наконец, значительная часть населения, не сознавая еще пользы образования, совсем не посылает своих детей в школы, без всяких уважительных к тому причин.

Нужно помнить все эти условия, которые так сильно тормозят успех наших начальных школ даже в их прямых задачахъ—давать общее элементарное образование и оказывать ближайшее моральное влияние. Все-же другия, прикладные обя-

— 538 —

данности, им при таких условиях настоящого времени, выпол-нят крайне затрудннтсльно.

Впоследствии, когда оне встанут на свой истинный путь, т. о. когда курс их будет продолжен, как за-границей, до

7—8 лет, когда обучение слелается обязательным для каждого мальчика и девочки в продолжении всего этого времени; когда посещение школ учащимися примет правильный характер, и когда сами народные учителя получат надлежащую серьезную общеобразовательную и специальную подготовку,—тогда, конечно, начальная школа явится самым лучшим и самым надежным помощником в деле отвлечения молодого поколения от пьянства со всеми ого дурными последствиями. Но пока этого нет,— школа наша одна. без помощи внешкольного образования, не в силах вести борьбу с таким страшным врогом, каким является алкоголизм в среде нашего населения.

Чтобы точнее доказать это, следует припомнить те условия, при которых получает свое образование наш народ в обыкновенной начальной школе.

Каждый крестьянин вступает в эту школу семи-восьми-летним ребенком и проводит в ней, при самом добросовестном посещении, от 110 — 130 учебных дней в году. Затем через три-четыре, а иногда даже два или один год, он выходит из нея девяти, десяти или одиннадцати лет, т. е. он входит и выходит из школы ребенком, и в этом возрасте кончает все свое образование—все свое духофпое просвещение.

За-границей дети проводят в школе обязательно 7—8 лет н потом, но собственному желанию, учатся еще дальше в разного рода дополнительных школах и курсах, — у нас-же крестьянину, кроме начальной школы, учиться негде, если-бы он даже и захотела» несколько пополнить полученные им там элементарные знания: в некоторых селах, правда, имеются двухклассные училища, но, во-иервых, их очень мало, а во-вторых, и в них курс всего только пятилетний, да, кроме того, наш народ еще плохо сознает необходимость дальнейшого учения, так как одноклассная школа в 2—3 года не успевает развить в нем такого сознания.

И вот с десяти лет наш крестьянин остается за порогом школы,—без книга, нора и карандаша; без листа бумаги, так как все это, с выходом из школы, у него отбирается, а на покупку собственной книжки или бумаги дома денег не дают, да и купить в деревне все это трудно; в лучшем случае он получает Евангелие „на память о школе“,—и больше ни одного печатного слова. Что же тут удивительного, если этот крестьянин к 21 году своей жизни забудет всю свой грамоту, полученную в школе, и при поступлении на военную службу окажется безграмотным. Ведь и каждый из нас, просидевший без пера, книги и бумаги, среди безграмотных людей, в течении 11—12 лет, пожалуй, также разучился бы держать перо в руках. И это еще не все! Если бы наш крестьянин был обижен от