Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 536   >>>

  

- 536 —

людей без исключения *), а поэтому мои тезисы таковы: для устранения алкоголизма, как и всех других болезней и пороков необходимы во 1-х полнейшее раскрепощение женщины, 2-ое упорный труд над развитием ея моральных и физических свойств, 3-е поднятие авторитета женщины ^на должную высоту, как матери и как воспитателя, 4-е полнейшее усовершенствование жизненного уклада домашняго очага и строжайший надзор за правильным ходом семейной жизни, 5-е предпочтение высоконравственных свойств людей перед половыми, классовыми и имущественными разновидностями без различия пола,

6-е восстановление религии в полной ея первобытной, непринужденной чистоте и святости.

*) А по этому я заканчиваю свой доклад настойчивым утверждением что если-бы мужчина и женщина шли все время клк друзья рука об руку ва протяжении всего жизненного пути, развивались и работали в одинаковой степени, награждались и поощрялись безпристрастно, то жизненный великан не захромал-бы и не повалился в одну сторону и мы не были бы свидетелями всех происходящих ужасовъ! И только восстановление женщин в нравах может исправить роковую ошибку.

Доклад И. С. Клюжева.

Внешкольное образование как одно из мероприятий в борьбе с алкоголизмом.

Как человек, блисстоящий к делу народного просвещения, я хотел-бы обратить внимание на одно из просветительных средств к излечению алкоголизма, путем внешкольного образования, которое, но моему глубокому убеждению, должно занимать первое и самое видное место между всеми другими культурными средствами нашей борьбы с этим ужасным врогом, губящим все более и более здоровье, силы, нравственность и экономическую обезпеченность нашего народа.

Школа, бесспорно, может оказать очень большое влияние в деле отрезвления народных масс, так как ея идея и прямая задача заключается именно в том, чтобы правильно и, насколько возможно, шире развить духовные способности человека: его ум сердце и волю, т. о. в том, что прежде всего, необходимо для успешности борьбы с пьянством, и для укрепления человека в противодействии силе этого, повсеместно распространенного, зла. ИИо нельзя не признать и того, что до настоящого времени наша начальная школа не встала еще в достаточно крепкое, прочное и устойчивое положение. Нужно ломить, что у нас нет еще ни обязательности, ни даже общедоступности начального обучения; что самым продолжительным его курсом в одно-классных училищах является всего только 4 года, или правильнее, 4 зимы, а обыкновеннымъ—3 и даже 2 года; что ученики начальных иикол пропускают массу учебных дней, так как мы никак не решаемся сделать аккуратное посещение школы для них обязательным; что, кроме того, большая часть из них не проходит полностью и этого курса, ограничиваясь очень часто двумя или одной зимой; что большое число праздничных и вакатоционных дней, сокращает учебный год чуть не на две трети его (120 учебных дней), и что, наконец, значительная часть населения, не сознавая еще пользы образования, совсем не посылает своих детей в школы, без всяких уважительных к тому причин.

Нужно помнить все эти условия, которые так сильно тормозят успех наших начальных школ даже в их прямых задачахъ—давать общее элементарное образование и оказывать ближайшее моральное влияние. Все-же другия, прикладные обя-