Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 534   >>>

  

— 534 —

как связанный воин на поле битвы. Но этому они и не прячут свои головы под крылья матери. Что может сделать мать в таком положении, а в особенности, когда ей приходится бороться даже и не с врогом или разбойником, от которого можно избавиться посредством правосудия; а со своим мужем, отцом своих-же детей, против которого она совершенно обезоружена церковью и законами. Теперь напрашиваются сами собой такие вопросы.

Что-же представляют из себя отцы но отношению к детям, заинтересованы-ли они личностью детей так-же, какт> и матери и иочему-же матерям приходится воевать с отцами своих детей? т. к. па всем протяжении нашей необъятной родины существует безчисленный ряд таких домашних очогов, которые нельзя назвать иначе как застенки, из которых только и могут выходить всевозможные уроды и палачи разбойники. На эти вопросы отвечать за отцов я не берусь, из нежелания очутиться в таком-же положении, в каком очутились мужчины, взявшия на себя роль ответчиков за женщин, так как оказалось, что женщины очутились обманутыми, оклеветанными и обыгранными мужчинами на всех пунктах жизненного поприща. Но тем не менее эти вопросы наводят на некоторые размышления и предположения. Если отцы не заинтересованы своими детьми, то зачем-же им понадобилось втираться в область распорядков семейной жизни и вставать там в качестве уполномоченных и неограниченных владык, а если заинтересованы, так-же как и мать, то кроме безумия в их действиях усмотреть ничего нельзя. Предположим, господа, что мы заинтересованы приобретением хорошей картины, или хорошей нары сапогъ? Поручим-ли мы тогда их выполнение дворнику или кузнецу? Схватим-ли мы первого попавшогося на дороге человека, что-бы с плетью в руках загнать его в мастерскую, и заставить работать себе картину или сапоги, а ведь ничего нет легче, как таким именно способом получить дешевую вещь, только вопрос, какова будет эта вещь? Мне кажется, что и объяснять не приходится, что строители жизни именно так и поступили с самыми главными стадиями отправления человеческой жизни: рождением, воспитанием и религией. Взяли плеть, да и загнали женщин в мастерскую для произведения и воспитания детей, так-же поступили и с религией „вот вам храм, стой и молись без рассуждений44. Мог-ли бы заинтересованный воспитанием детей человек, устроить по отношению их, целый ряд таких нелепостей, как те, которые поставили во первых производительные функции матери в такия условия жизни, при которых ея силы и организм не развиваются и укрепляются, а наоборот расслабляются и разрушаются, и мать теряет всякую возможность награждать детей физическим здоровьем и мощью, во 2-х ограничивать, притуплять и убивать в женщине все моральные и умственные способности и свойства, вместо того, что-бы постоянно работать над их развитием и усовершенствованием,

— 535 —

как необходимым материалом для отправления воспитательных функции, в 3-х лишать .женщину той правовой почвы, которую имеют под своими ногами мущииы, как кормильцы семьи и защитники ея интересов. Разве для детей очень выгодно и полезно иметь слабую и разбитую физически мать, приниженную и ограниченную умственно воспитательницу, и неспособную, заменить отца за его отсутствием, руководительницу. Все выше перечисленные действия, не говорят в пользу заинтересованности отцов в воспитании, не говорит и то обстоятельство что, отцы законодатели признали недопустимым насилием ограничивать алкоголиков в нравах на жену, семью и все блогоприобретенное общими усилиями жены и детей, и в то же время предоставили возможность вылившемуся из ума алкоголику отцу и мужу истязать жену и детей, подвергая их моральный и физический организм всевозможным увечьям и Василиям, и отнимать у семьи себе на водку последний кусок хлеба, обрекая несчастную на голод и холод, а так-же заставлять женщин насильно плодить с алкоголиком больных и убогих детей посредством приводов но этапу, паспортных комбинаций, и лишения их возможности жить самостоятельно но мимо мужа; я в данном случае говорю только об алкоголизме» мущин, потому что женщины начали пить последними, и то по примеру мужей, отцов и братьев, когда они внесли водку, как самую необходимую и почетную принадлежность не только всех торжественных случаев, но даже и своего домашняго очага, а питейные заведения и шинки превратили в увеселительные клубы, где женщины принимались желанными гостьями. В этом случае тоже можно только удивляться мужской близорукости и нерадивости по отношению к детским интересам; что может быть ужаснее и нелепее того, как открыть дорогу матери, во всякия даже безнравственные увеселительные места, как например, рестораны и кафе-шаитаны и закрыть ее туда, где развиваются умственные способности и возвышается душа человека.

Все эти выводы, как будто, говорят за то, что мушином было не до интересов детей, а до своих собственных вожде-лений; вся их мотивация по поводу женского безправия, все ссылки на женскую слабость и тупоумие не выдерживают совершенно никакой критики, т. к. единоличное мужское хозяйничанье дошло до такой высшей ступени разложения, что не возможно было бы идти далее и при участии даже самой глупой и бездарной женщины, если даже и согласиться с этими .мотивами, то например, неужели слабость недоношенного материю плода дает повод к тому, что-бы лишать этого ребенка воздуха, тепла и света, мне кажется, что на оборот, следует удвоить .чту порцию. Если уже Бог и природа возложили на женщин такия неоспоримо высочайшия из всех творчеств функции, то у.местно-ли уже тут мудрствовать и рассуждать человеку, что можно дать женщине и что следует у нее отнять.

Разве не самое главное счастье жизни в совершенстве всех