Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 532   >>>

  

Доклад Е. М. Добротипой.

Зависимость алкоголизма от образа воспитания.

„Что посеешь, то и пожнешь говорит русская пословица, и мне кажется что эта русская пословица вполне применима к торжеству алкоголизма, Волей неволей, а мы принуждены пожинать теперь то, что посеяли паши предки, а нашему потомству придется пожинать то, что посеем мы. Алкоголь сам по себе ни в каком случае не мог-бы так расплодиться, если-бы его не сеяли усердно на хорошо возделанной, приготовленной заранее, почве, иначе, если-бы он и появился среди людей, как появляется дикое растение среди хлебной нивы, то его выдрали-бы с корнем те блогоразумные люди, для которых дорого блогополучие не только свое собственное, но и блогополучие всех людей, и которые не покупают свои собственные удовольствия, дорогой ценой гибели своего настоящого и будущого поколения. Теперь приходится задумываться над вопросами: кто-же в самом деле подготовил и вспахал почву для алкоголизма? когда, как и кем был посеян алкоголизмъ? Я постараюсь насколько могу выяснить ту картину возникновения, роста и расцвета алкоголизма, которая представляется моему воображению, когда я задумываюсь над этими вопросами. Я буду выяснять их, как наблюдательница и как потерпевшая, и думаю, что никто не упрекнет меня в сгущении красок, потому что едва-ли кто лучше расскажет историю крушения, как не сам потерпевший; а ведь ни на ком более так тяжело и печально не отражается алкоголизм, как на женщинах и затем на детях. Алкоголизм сильнее всего всасывается в плоть и кровь человека, когда этот последний начинает свой алкогольную карьеру с юного возраста; здесь остановимся на вопросе, каким образом не вкусная, горькая водка, с которой тошнит и кружится голова ре бенка, может нравиться последнему? и каким это образом могли не появиться у ребенка страх и отвращение к водке при виде обезумевшого от водки взрослого человека, в неряшливом, грязном и растрепанном виде, с налитыми кровью глазами, при извержении им всяких безобразных ругательств, всяких диких выходок и безпричинной драки? Ведь для того, что-бы привилась вся эта грязь к душе ребенка, нужны сильно

действующия средства, и, очевидно, эти средства существуют, так как мы видим целые массы детей курящих табак и пьющих водку. И вот тут возникает другой вопрос: как могло случиться, что эти несчастные дети очутились в таком положении, что их судьбой никто оказывается не заинтересован, что вокруг их не стоят ангелы хранители, которые-бы оберегали их от всех зол и напастей, и от всех врогов, покушающихся на умерщвление их души и тела? Неужели Бог и природа оказались только для человека так жестоки, несправедливы и немилосердны, что только его одного предоставили воле случая и рока. Не буду говорить о том, как охраняют свои произведения: писатели, поэты, художники, садовники, огородники, хлебо-иашцы и т. д., а скажу о самом маленьком и глупом создании курице, или птичке, как оне охраняют и берегут свое произведение детенышей, как оне в защиту их храбро и отчаянно вступают в борьбу с врогом во сто раз сильнейшим их и руководит ими в этом случае не чувство наживы, как у других творцов, а исключительно одна только материнская любовь. А у людей? неужели у них отнята и эта радость жизни и этот ангел хранитель, самоотверженная любовь матери? ИИочему-же мать не стоить неусыпно, как недремлющее око, на страже интересов своих детей, ночему-же мать человека не скажет своим детям: не прикасайтесь к водке, это яд, это дурман, от которого человек сходить с ума и наживает мучительные болезни и черные неприглядные пороки! почему она не поставить в глазах детей все питейные заведения на ту же точку страха и презрения, на которой стоить тюрьма, каторга и виселица? Отчего она не убрала с глаз детей все пьяные оргии и вакханалии и не устранила из детской колыбели, домашняго очага винный запах. Разве она не понимает что в этом гибель ея детей? разве она меньше предана своим детям, чем крошечные птички?

Я, как мать и как поверенная женских сокровенных тайн в звании акушерки, могу ответить и за себя, и за других матерей на все эти вопросы, нетъ! Бог и природа вовсе не обидели человека они и ему дали такую-же самоотверженно-любящую мать, как и животным. Они так-же поручили ей воспитание детей и поставили ее на страже детских интересов, и мы, матери, видим все, как гибнут на наших глазах дети, как расставляются для них ловушки и капканы, как разъедают их всевозможные язвы, как к ним постепенно прививаются всякие болезни и пороки, как разлагаются и помирают их душа и тело. Но что-же мы можем сделать? разве мы свободны как птички? Нетъ! мы закованы в цепи безправия, на наши уста наложена вечная печать молчания, т. к. нет места, где-бы женщины могли отстаивать свои интересы, мы унижены, наши руки связаны, пути нам все заказаны; мы обезличены. Мы есть и нас нетъ! Дети видят свой мать, но не придают ея авторитету никакого значения, так как сама она безпомощна,