Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 530   >>>

  

— 530 —

ирод иконой, сделает золотую ризу с дрогоценными камнями, и думает, что он соделал для Бога все, что мог и ому больше не о чем заботиться, милосердие Божие удовлетворено. Таким образом выростали храмы на пожертвования, копились в них дрогоценности, собирались капитачиы, богатела высшая иерархия, а народ съедал друг друга за клочок земли, голодные люди шли на преступления, грабежи и убийства, женщины торговали собой, домовладыки утопали в пьянстве, увечили свои семьи и пускали их по миру. Это все делали христиане, а ученые пастыри давали свое молчаливое согласие, на такой образ жизни христиан. Если же какой нибудь человек напоминал ученой иерархии, что Христос не затем приходил на землю, чтобы унизать ее храмами, скопить в них дрогоценности, и обогатить монастыри вместе с высшей иерархией, а затем, чтобы водворить на земле мир и любовь между людьми, тогда такие смельчаки признавались иерархией за опаснейших врогов церкви и бунтовщиков. Такой ли пользы теперь ждет человечество от образования? И почему думают, что образованные люди будут лучше всех вышеописанных Вейнингеров, Арцыбашевых и их последователей, хищников-рабовладельцев, крепостников помещиков и той образованной бюрократии, против которой оно теперь ведет борьбу?

Из всего мной сказанного я думаю никто не выведет заключения, что я против образования. Образование человеку необходимо безусловно, но оно должно идти не впереди воспитания, а рука об руку с ним. Прежде всего человеку должно быть дано хотя сносное воспитание, т. о. чтобы человек воспитанием не был искалечен, а потом уже и образование. А то школе не только трудно, но часто даже невозможно бывает исправить ребенка искалеченного воспитанием, да и терпим ли такой ребенок бывает хотя в какой нибудь школе? От того образование и приносит хорошие плоды только тогда, когда оно привилось к неиспорченной душе человека, а люди испорченные с детства только злоупотребляют своим образованием, прикрывая, защищая и оправдывая могучих, властных и богатых, и стараясь высосать все жизненные соки из всего слабого темного и доверчивого. Чтобы поставить на надлежащую высоту воспитание, необходимо прежде всего вывести женщину-мать и воспитательницу из того полускотского положения, в котором она находится теперь. Необходимо поднять ее авторитет, как в глазах детей, так и в глазах мужа, чтобы он не гиеа изливать свое зло, свои страдания, свои пьяные страсти над своей беззащитной и униженной женой и детьми, а стыдился бы показаться перед ней в таком безобразном виде. Чтобы окончательно разложившиеся мужнины не терпелись на службе ради семьи, потому что для семьи такой отец или муж не может ни в каком случае принести пользы, а напротив растлевает ее своим поведением и передачей своих пороков в наследство потомству. Необходимо дать женщине

— 531 —

полную и широкую свободу для развития ума, приобретения знаний и подготовки к делу воспитания. Необходимо также открыть ей самый широкий доступ во все законодательные учреждения и храм правосудия, чтобы она могла защищать интерес семьи и предостерегать законодателей от ошибок, которые они совершали в ея отсутствие на каждом шагу, везде и всюду поступаясь интересами женской половины и ея семьи. Необходимо и среди церкви поставить женщину на один уровень с мужчиной как это было при Иисусе Христе.

А поэтому мои тезисы таковы:

Имея в виду, что не только такое высочайшее и важнейшее творчество и производство, каково рождение и воспитание детей, но даже и творчество вещественное, не может добросовестно выполняться при условии зависимого, безправного и безличного положения человека я нахожу, что для добросовестного выполнения роли матери-восиитательницы, на обязанности которой лежит художественная обработка детской души и охрана детей от всех начал нравственного и физического разложения, в числе которых алкоголь занимает чуть ли не первое место, необходимо посредством раскрепощения женщин:

1) развить в ней самосознание и сознание своего человеческого достоинства и долга матери, поднять ее авторитет как матери и воспитательницы на надлежащую высоту в глазах детей и мужа;

2) полнейшее усовершенствование жизненного уклада семейной жизни и строгий надзор за ея правильным ходом;

:{) предпочтение высоконравственных свойств людей пред половыми, классовыми и имущественными разновидностями;

4) восстановление религии в полнейшей ея первобытной, чистоте и святости.