Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 528   >>>

  

— 528 -

Даже возможность еамохрансния и то отнята у женщины безправием. Л поэтому ее здоровье и психика, стоят в полнейшей зависимости от порядочности ея мужа, т. е. мужа законного, без которого она даже не имееп. нрава делаться матерью, а сделавшись таковой, жестоко преследуется законом и обществом, вместе со своим дитей. Она даже не позьзуется той неприкосновенностью своей личности, которой пользуется самка животного царства. А в случаях изуверства мужа она подвергается таким ужасам насилия над своею личностью в своем застенке, называемом домашним очогом, что никакому зверю из самой кровожадной породы не придет в голову применить такое насилие не только к своей подруге, но и к своей жертве, которую он намерен употребит в пищу. Разве только кошка может конкурировать с человеком в жестокости, когда истязает мышку, с целью насладиться страданиями живого существа. Ни сколько не лучше, если не хуже, обстоит дело женщины и как воспитателя. Она лишена возможности не только готовиться к делу воспитания, но даже ой отрезаны все пути к изысканию средств для обезпечения себе и детям безбедного существования и к охране себя и семьи от всех нежелательных влиянии нарушающих мирное и спокойное течение семейной жизни. Кя семейный очаг ежеминутно может подвергнуться разгрому со стороны морально заболевшого мужа и нет ей выхода из такого положения, се насильно связывают и заставляют жить с таким мужем и даже не только с таким, но иногда с совершенно разложившимся живым покойником, например, с безнадежным алкоголиком. Безначпортность замужней женщины и отсутствие прав на свободное передвижение и избрание труда — это цепь связывающая женщину-воспитателя даже с самым вредным для потомства мужем. А об умственном развитии женщины матери низшого класса нечего и говорить. Для нее источник науки, религии, суда, и образа жизни совмещается только в муже и очень часто в пьяном, что он скажет, прикажет, чему научит, то она и должна исполнять. Наука же производится посредством кулака. Как бы не были чудовищны возникшие в его голове мысли, жена не имеет права им не подчиниться. Одно слово, законъ! — говорит крестьянка о муже. Оптимисты говорят: животные и совсем растут без воспитания и много менее приносят вреда, чем человек. Но если бы дети испорченных родителей имели возможность роста предоставленные самим себе как дети животныхъ! Но этого блага они лишены. Их жизнь ломают и коверкают самым безпощадным образом. Пьяпые безобразия и кровавые сцены перед глазами детей леденят, ожесточают и растлевают сердце и душу ребенка, а постоянное попирание личности слабого укореняюгь в душе ребенка извращенное понятие о справедливости и в большинстве случаев полное презрение к ней и ко всем законам. Да и как можно привить в душе ребенка уважание к таким законам, которые не стоят на страже интересов слабого,

— 529 —

и которые можно обойти и подкупить? Да и лучше ли обставлено воспитание детей и иривилегированного класса? Не даром ведь мы насчитываем сотни хулиганствуюицей молодежи во всех учебных заведениях, начиная с высших и кончая низшими. Не даром ведь местные пастыри церкви, получившие образование, ведут себя зачастую так предосудительно, что стыдно бывает за них перед животными. А все, так называемые пролетариатом, кровоиийцы-капиталисты разве к ним привито человеческое отношение и сострадание к меньшему брату? Увы! их девиз одна нажива. Одно собирание богатств какими бы то ни было средствами. А для чего, куда и кому? они и сами не знают. Я даже не знаю какой взять класс, какое сословие, из. среды которого не выростали бы паразиты жизни или разлагающий элемент. Говорят, что это неизбежное зло, без этого нельзя, „в семье не без урода". Но ведь урод в семье уже и знает свое место. Да и уроды в семье бывают почти без исключения по вине родителей или воспитателей. А ведь в общественной жизни изуродовано больше половины людеии. Разве это неизбежно? Но человечество уже сознало, что так жить дольше нельзя. Оно ищет выхода из такого положения и за последнее время все внимание общества обращено на образование, в нем полагают спасение для человечества. Но и это разве не новая ошибка, разве мало образованных людей копающих для человечества яму? Что дала народу образованная бюрократия? Она не только ничего не дала народу, но отняла и то что ему дала природа. Отняла землю и придавила его ум. Что дали даже талантливые писатели вроде Отто Вейнингера и иорнографа Арцыбашева. Лучше бы этим людям образования не получать, тогда они принесли бы меньше вреда. Ничего не могли дать народу даже ученые носители нравственных идей христианства. Они вечно вели между собой безконечные споры, производили раскол, враждовала из-за каких нибудь форм богослужения, из-за перестановки букв, а народ оставался все время на ложном пути. Он не понимал чего собственно от него требует Бог, какого выражения преданности Его воле и вместо того, чтобы прежде всего иметь в виду главную основу христианства—безкорыстную любовь к Богу и своему ближнему, они только боялись Бога и старались задобрить Его хождением в храм, украшением икон. Сжигали перед ним целые пуды масла и свеч, не ели скоромного в постные дни, подавали поминанья о здравии и за упокой и даже дело дошло до того, что в храмах оказывалось украшение на иконах и крестах на несколько десятков и даже сотен тысяч рублей. И больше никакого проявления преданности Богу они не знали, о какой то любви к ближнему, о воздержании от зла и порока, они почти и не помышляли. А ученые пастыри, видя, что народ все более и более тонетъ* в пороках, не только не старались разъяснить ему истинный смысл служения Богу, но даже поощряли сами народ, на безполезные жертвы Богу, усыпляя этим совесть народную. Человек поставит свечку