Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 535   >>>

  

— 535 —

как необходимым материалом для отправления воспитательных функции, в 3-х лишать .женщину той правовой почвы, которую имеют под своими ногами мущииы, как кормильцы семьи и защитники ея интересов. Разве для детей очень выгодно и полезно иметь слабую и разбитую физически мать, приниженную и ограниченную умственно воспитательницу, и неспособную, заменить отца за его отсутствием, руководительницу. Все выше перечисленные действия, не говорят в пользу заинтересованности отцов в воспитании, не говорит и то обстоятельство что, отцы законодатели признали недопустимым насилием ограничивать алкоголиков в нравах на жену, семью и все блогоприобретенное общими усилиями жены и детей, и в то же время предоставили возможность вылившемуся из ума алкоголику отцу и мужу истязать жену и детей, подвергая их моральный и физический организм всевозможным увечьям и Василиям, и отнимать у семьи себе на водку последний кусок хлеба, обрекая несчастную на голод и холод, а так-же заставлять женщин насильно плодить с алкоголиком больных и убогих детей посредством приводов но этапу, паспортных комбинаций, и лишения их возможности жить самостоятельно но мимо мужа; я в данном случае говорю только об алкоголизме» мущин, потому что женщины начали пить последними, и то по примеру мужей, отцов и братьев, когда они внесли водку, как самую необходимую и почетную принадлежность не только всех торжественных случаев, но даже и своего домашняго очага, а питейные заведения и шинки превратили в увеселительные клубы, где женщины принимались желанными гостьями. В этом случае тоже можно только удивляться мужской близорукости и нерадивости по отношению к детским интересам; что может быть ужаснее и нелепее того, как открыть дорогу матери, во всякия даже безнравственные увеселительные места, как например, рестораны и кафе-шаитаны и закрыть ее туда, где развиваются умственные способности и возвышается душа человека.

Все эти выводы, как будто, говорят за то, что мушином было не до интересов детей, а до своих собственных вожде-лений; вся их мотивация по поводу женского безправия, все ссылки на женскую слабость и тупоумие не выдерживают совершенно никакой критики, т. к. единоличное мужское хозяйничанье дошло до такой высшей ступени разложения, что не возможно было бы идти далее и при участии даже самой глупой и бездарной женщины, если даже и согласиться с этими .мотивами, то например, неужели слабость недоношенного материю плода дает повод к тому, что-бы лишать этого ребенка воздуха, тепла и света, мне кажется, что на оборот, следует удвоить .чту порцию. Если уже Бог и природа возложили на женщин такия неоспоримо высочайшия из всех творчеств функции, то у.местно-ли уже тут мудрствовать и рассуждать человеку, что можно дать женщине и что следует у нее отнять.

Разве не самое главное счастье жизни в совершенстве всех

- 536 —

людей без исключения *), а поэтому мои тезисы таковы: для устранения алкоголизма, как и всех других болезней и пороков необходимы во 1-х полнейшее раскрепощение женщины, 2-ое упорный труд над развитием ея моральных и физических свойств, 3-е поднятие авторитета женщины ^на должную высоту, как матери и как воспитателя, 4-е полнейшее усовершенствование жизненного уклада домашняго очага и строжайший надзор за правильным ходом семейной жизни, 5-е предпочтение высоконравственных свойств людей перед половыми, классовыми и имущественными разновидностями без различия пола,

6-е восстановление религии в полной ея первобытной, непринужденной чистоте и святости.

*) А по этому я заканчиваю свой доклад настойчивым утверждением что если-бы мужчина и женщина шли все время клк друзья рука об руку ва протяжении всего жизненного пути, развивались и работали в одинаковой степени, награждались и поощрялись безпристрастно, то жизненный великан не захромал-бы и не повалился в одну сторону и мы не были бы свидетелями всех происходящих ужасовъ! И только восстановление женщин в нравах может исправить роковую ошибку.