Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 525   >>>

  

Доклад Г. И. Добродушной.

О преимуществе воспитания перед образованием.

Девиз моего доклада: „одна хорошая мать лучше десяти учителей14.

(Изречение мудреца).

Прежде чем говорить о воспитании, я скажу несколько слов о феминизме. Слово феминизм в обществе, но меньшей мере отрицательное, а для многих почти ругательное, и потому очень многие из женщин, чтобы не быть в презрении у господствующого пола открещиваются от этого слова, т. е. от этого названия. Но отрицатели феминизма может быть и не подозревают, что отрицая его, они отрицают и главнейшую основу жизни—воспитание, потому что воспитание в продолжении многих тысячелетий находилось и теперь находится в руках женщин. Если творчество писателей и художников считается величайшим творчеством, то неужели творчество и обработка души человека ниже творчества писателей и художниковъ? А между тем никому и в голову не приходит производить давление на умственное развитие этих творцов, ограничивать их право на образование, на свободную самодеятельность, а тем более делать из них послушное орудие и принадлежность другого человека, как это делают с женщинами. А ведь если сравнить, что значить испорченная картина и испорченный человек, и сравнить ответственность творцов этих двух творений, то вполне будете ясна громадная разница величины их творчеств. Испорченную картину можно бросить и от этого пострадаете только сам творец, так как пропадут его труды. А что вы сделаете с испорченным человеком и кто от этого пострадаете? Пострадают сам творец, общество, потомство, и сама жизнь, потому что в нее уже будет внесена доля разлагающого элемента будете занесен болезненный микроб. После этого трудно понять, как могут отрицать феминизм и не возмущаться безусловно рабским и иассивно-животным положением женщины-воспитателя. Говорят, что сначала надо добиться прав и свободы для всех мужчин, а потом уже и для женщин. Но понимают ли эти люди, что они говорятъ? От кого они добиваются нравъ? с кем они борются с таким отчаянием и с таким усилием. Разве не с людьми испорченными, не с людьми ставшими элементом разложения и страшной разрушительной грозой для человечества. Пока стекается армия защитников свободы, пока она ведете безконечную

— 526 —

борьбу со своим врогом, тупые, жалкие, убогие рабы-воспита-тельницы постоянно пополняют, помимо своей воли, армию нравственных уродов, врогов всего возвышенного, светлого, справедливого и свободного. Пополняют элементы разложения из которых слагается грозная туча для мирной жизни, и кроме этого они еще собирают орудие и дают его в руки разрушителям мирной и справедливой жизни. А от этого и становится борьба безконечной, безконечной еще и потому, что и армия освободителей не свободна от элемента разложения, если они не научились уважать нрава и личность родной матери и матери своих детей. Какую же цену имеет для них личность и права чужого человека? это последнее зло горше первого. Л. Н. Толстой всеми силами своей души возмущался уродливостью нравов женщин интеллигентного общества, но нужно только удивляться, отчего он не задумался над тем, что создало таких зверобогов. Отчего он не присмотрелся к царству птиц и животных, где женская половина много симпатичнее мужской. Отчего великий мыслитель - не возмущается рабски-подчинеиным положением женской половины человечества? Тогда как в царстве животного мира женская половина только потому и осталась во всей неприкосновенной полноте величия и красоты женственности, что не потерпела на себе рабского гнета; и блогодаря этому во всем птичьем и зверином царстве все их породы остались неизменно верны своей первоначальной природе. Птица или животное мужского пола отправляет свои половые функции размножения постольку, поскольку этого желает самка. Насилие же у них не применяется. А потому самец никогда не становится во враждебно-господствующую роль к своей подруге; хотя он и превосходит ее физическим здоровьем и силой, по всегда остается только ея другом-охраиителем. За то и всякая отдельная звериная порода ни в каком случае не решится сожрать друг друга хотя бы им и грозила голодная смерть, как это делают люди. Интересно было бы узнать мнение Л. Н. Толстой, какая причина породила и расплодила идолов зверобогов и до крайности распущенных женщин интеллигентного класса, вопреки женской природе всего животного царства, половая потребность которых совершенно ничтожна. По моему убеждению, если мужчины способны стремиться к захвату власти, к почестям и богатству, то это значит что подобные свойства заложены в природе человека. А так как для женщин достижение этой цели доступно не иначе как через посредство мужчины и его симпатии к жен-чине, то естественно что женщины и устремились но этому пути, т. е. приложили все свое старание и способы для того, чтобы за.-влечь мужчину в свои сети и превратить его в орудие достижения своей цели. А так как самая слабая струна мужчин есть физическая красота женщины, то ясно отсюда что и вышли на сцену за недостатком красоты роскошь, косметика и кокетство. Но надо принять к сведению, что для мужчин нужна красота женщины не сама но себе, как таковая, а как более