Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 524   >>>

  

— 524 —

вать и объединять деятельность Народных Университетов со' своей просветительной деятельностью, оказывать Народным Университетам носильную помощь материально, помещениями и всеми своими образовательными средствами.

5. ИИривилегированные Университеты, все высшия школы, их профессорския коллегии должны ближе и теснее примкнуть к Народным Университетам, чтобы общия жизненные научные дисциплины вывести но возможности в широкия народные массы.

6. Народные Университеты своей политической безпартийностью, связью с организов; иными общественными массами, общественными самоуиравлениями, привилегированными Университетами, высшими учебными заведениями, различными специальными учреждениями, ведущими борьбу с теми или другими социальными недугами (алкоголизм, жилищная нужда, туберкулез и проч.), объединением деятельности самих Народных Университетов,—могут незыблемо упрочить свой внутреннюю и внешнюю организацию, широко развить свой плодотворную деятельность.

7. Народные Университеты должны быть освобождены ог тех тяжелых административных пут, которые парализуют с одной стороны широкое развитие Народных Университетов по площади России, а с другой—в полной мере продуктивную деятельность уже существующих Народных Университетов.

Доклад Г. И. Добродушной.

О преимуществе воспитания перед образованием.

Девиз моего доклада: „одна хорошая мать лучше десяти учителей14.

(Изречение мудреца).

Прежде чем говорить о воспитании, я скажу несколько слов о феминизме. Слово феминизм в обществе, но меньшей мере отрицательное, а для многих почти ругательное, и потому очень многие из женщин, чтобы не быть в презрении у господствующого пола открещиваются от этого слова, т. е. от этого названия. Но отрицатели феминизма может быть и не подозревают, что отрицая его, они отрицают и главнейшую основу жизни—воспитание, потому что воспитание в продолжении многих тысячелетий находилось и теперь находится в руках женщин. Если творчество писателей и художников считается величайшим творчеством, то неужели творчество и обработка души человека ниже творчества писателей и художниковъ? А между тем никому и в голову не приходит производить давление на умственное развитие этих творцов, ограничивать их право на образование, на свободную самодеятельность, а тем более делать из них послушное орудие и принадлежность другого человека, как это делают с женщинами. А ведь если сравнить, что значить испорченная картина и испорченный человек, и сравнить ответственность творцов этих двух творений, то вполне будете ясна громадная разница величины их творчеств. Испорченную картину можно бросить и от этого пострадаете только сам творец, так как пропадут его труды. А что вы сделаете с испорченным человеком и кто от этого пострадаете? Пострадают сам творец, общество, потомство, и сама жизнь, потому что в нее уже будет внесена доля разлагающого элемента будете занесен болезненный микроб. После этого трудно понять, как могут отрицать феминизм и не возмущаться безусловно рабским и иассивно-животным положением женщины-воспитателя. Говорят, что сначала надо добиться прав и свободы для всех мужчин, а потом уже и для женщин. Но понимают ли эти люди, что они говорятъ? От кого они добиваются нравъ? с кем они борются с таким отчаянием и с таким усилием. Разве не с людьми испорченными, не с людьми ставшими элементом разложения и страшной разрушительной грозой для человечества. Пока стекается армия защитников свободы, пока она ведете безконечную