Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 521   >>>

  

— 521 -

дарства, оощественными самоуправлениями и всеми учреждениями, близкими к Народным Университетам по своей культурно-про-светительной деятельности.

По отношению к государству и его органам Народный Университет вправе предъявить известные требования. Народные } ниверситеты принимают на себя часть работы государственной, притом в той сфере внешкольного образования, в которой государство самостоятельно для народных масс пока почти ничего не сделало. Поэтому со стороны государства Народные Университеты вправе рассчитывать, если не на материальную поддержку и всевозможное содействие, то хотя бы на правомерную и справедливую блогожелательность.

Более прочная и тесная связь должна быть между Народными Университетами и органами общественных самоуправлений—городами и земствами, в руках коих по преимуществу находится дело народного просвещения. При всем внимании общественных самоуправлений к этой отрасли своего ведения—и города, и земства еще очень далеки от выполнения даже основных своих обязанностей в отношении населения. Государство и общественные самоуправления еще очень далеки от всеобщого обучения подроста-ющого поколения. Тем дальше города и земства,—мы не говорим уже о государстве,—от удовлетворения запросов широких масс населения на внешкольное образование. И если нарождается общественная организация, какой является Народный Университета, принимающий на себя хотя частичное удовлетворение этих запросов, то города и земства должны'Привлечь к себе Народные Университеты, как своих ближайших сотрудников. При своих программных планах образовательно-иросветителыиой деятельности—города и земства должны учитывать Народные Университеты, как крупные единицы. Отнюдь, не покушаясь на автономию и свободную самодеятельность Народных Университетов, городския и земския самоуправления должны устанавливать с Народными Университетами живую, органическую связь, приходить им на помощь материально, своими помещениями и всеми своими образовательными средствами. — Народные Университеты в свой очередь должны широко пропагандировать и но возможности реально осуществлять такой именно муниципальный характер своей деятельности.

В такой же мере Народные Университеты должны устанавливать живую связь и со всеми другими учреждениями, близкими к ним по культурно-иросветительным задачам. Ту же связь необходимо устанавливать с учреждениями и ведомствами, сфера деятельности которых по живому объекту внимания совпадает со сферой деятельности Народных Университетов. К этой категории учреждений должны относиться органы и общества борьбы с алкоголизмом, туберкулезом, жилищной нуждой и проч.

Говоря об объединении деятельности Народных Университетов с различными общественными организациями, необходимо особо подчеркнуть желательность и необходимость объединения

— 522 —

деятельности самих Народных Университетов. Идея эта имела место уже при первом зарождении Народного Университета, когда нарождалось Всероссийское Общество Народных Университетов. Жизненная потребность реализации этой идеи отразилась в созыве первого съезда представителей Обществ Народных Университетов, она подтверждается проектируемым созывом 2-го съезда. Настоятельная необходимость такого объединения ясна и очевидна: Народные Университеты — большое, сложное, народное дело, ограниченное в средствах, притом юное, молодое дело; при этих условиях каждый Народный Университет неизбежно должен учиться у другого, подражать его успехам, избегать его ошибок; в целом ряде учебно-просветительных начинаний возможно объединение планов и программ; это объединение должно способствовать взаимопомощи и взаимообмену лекторами, печатными изданиями, а может быть и целым рядом учебных пособий; наконец, взаимное осведомление по всем вопросам касающимся интересов и ведения Народных Университетовъ— оправдывает это объединение.

Однако, при настоящих условиях русской действительности— прежде всего приходится позаботиться об упрочении существующих Народных Университетов, об устранении тех тяжелых административно-полицейскнх условий, в которых приходится жить, существовать и работать Народным Университетам. Излишне было бы распространяться об этих условиях: они слишком хорошо известны всем и каждому. А дм и пи стративно-по лицейский! опека суживает и ограничивает состав деятелей Народных Университетов, она распространяет свое влияние на учебные планы и программы, она ампутирует от Народных Университетов целый ряд сия живых членовъ—лекторов, она устанавливает цензуру едва ли не каждой лекции, лишает подвижности течение лекции. Словом, в настоящее время Народные Университеты в буквальном смысле слова скованы административно-нолицейскон опекой. Народный Университет лишен необходимой подвижности и приспособляемости к запросам жизни и населения. Естественно, нельзя считать сколько-нибудь нормальными условия деятельности Народных Университетов, при которых последним приходится большую часть своей энергии и сил затрачивать на приспособляемость к полицейским запросам, а не к запросам жизни и слушателей. Этому должен быть положен предел. Такое отношение администрации к Народным Университетам вытекает из общей системы современой охранительной политики, из боязни, что Народные Университеты сделаются пунктами политической пропаганды. Но вряд ли такими соображениями может оправдываться существующее отношение администрации к Народным Университетам. Мы уже указывали что Нароные Университеты существуют, могут и должны существовать лишь под флогом политической безпартийности, под единственным девизом „свет и знание": мы отмечали, что в недрах Народных Универси-