Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 520   >>>

  

— 520 -

активных инициаторов, основателей, вдохновителей и деятелей уже функционирующих Народных Университетовъ—мы имеем много крупных, почетных имен профессоров и приват-допентов; некоторые из них выступают лекторами в столичных Народных Университетах, некоторые даже разъезжают с лекциями по Народным Университетам провинций, но при всем том, суммарно — нельзя не отметить слабую связь между Университетами привилегированными и народными. Эта связь могла бы выразиться во многомъ—и в доставлении помещений, и в доставлении богатых образовательных средств, и в более активном участии профессоров, как непосредственным чтением лекций, так и своим опытным руководительством в построении учебных планов и программ.

Административная, организационная часть Народных Университетов во многом требует также перестройки и цементирования. Состав деятелей Народных Университетов в настоянное время самый разнообразный—от профессора до малограмотного, от миллионера до простого рабочого; к Народному Университету стараются примкнуть все свободные живые общественные силы; в этом пестром составе естественно сталкиваются и различные общественно-политическия группы — каждая со своей идеалогией, и каждая такая группа старается вложить свой идеалогию в Народный Университет. На этой почве проскальзывают кое-где неизбежные трения, подчас тормозящия правильное течение дела. А в то же время в этом вопросе ясны до очевидности два положения; 1) что Народный Университет, как ученый, культурно-просветительный орган, не может и не должен быть ареной политической борьбы и тенденций и 2) что Народный Университета и его руководящие органы должны по возможности строиться на концентрации и представительстве наиболее живых и деятельных сил, на живой органической связи Народного Университета и его руководящих органов с теми слоями и группами населения, обслуживать которые призван Народный Университет. Если Народные Университеты усвоят эти два положения, если эти положения сделаются лозунгом всех деятелей Народных Университетов, то внутренняя организация последних сделается мощной и незыблемой. Не будете места каким-либо трениям, тормозящим правильное и успешное течение дела, а если и будет иметь место борьба живых, активных, творческих сил, то средняя равнодействующая этой борьбы будете лишь укреплять и развивать дело.

Однако необходимо обезпечить не только внутреннюю, но и внешнюю организацию. Здесь мы имеем в виду отношение Народных Университетов к органам и сферам, с которыми соприкасается деятельность первых. Здесь Народным Университетам приходится установить прочную связь с одной стороны с теми организованными группами населения, в среде которых главным образом должна распространяться деятельность Народных Университетов, а с другой — с органами тогу-

— 521 -

дарства, оощественными самоуправлениями и всеми учреждениями, близкими к Народным Университетам по своей культурно-про-светительной деятельности.

По отношению к государству и его органам Народный Университет вправе предъявить известные требования. Народные } ниверситеты принимают на себя часть работы государственной, притом в той сфере внешкольного образования, в которой государство самостоятельно для народных масс пока почти ничего не сделало. Поэтому со стороны государства Народные Университеты вправе рассчитывать, если не на материальную поддержку и всевозможное содействие, то хотя бы на правомерную и справедливую блогожелательность.

Более прочная и тесная связь должна быть между Народными Университетами и органами общественных самоуправлений—городами и земствами, в руках коих по преимуществу находится дело народного просвещения. При всем внимании общественных самоуправлений к этой отрасли своего ведения—и города, и земства еще очень далеки от выполнения даже основных своих обязанностей в отношении населения. Государство и общественные самоуправления еще очень далеки от всеобщого обучения подроста-ющого поколения. Тем дальше города и земства,—мы не говорим уже о государстве,—от удовлетворения запросов широких масс населения на внешкольное образование. И если нарождается общественная организация, какой является Народный Университета, принимающий на себя хотя частичное удовлетворение этих запросов, то города и земства должны'Привлечь к себе Народные Университеты, как своих ближайших сотрудников. При своих программных планах образовательно-иросветителыиой деятельности—города и земства должны учитывать Народные Университеты, как крупные единицы. Отнюдь, не покушаясь на автономию и свободную самодеятельность Народных Университетов, городския и земския самоуправления должны устанавливать с Народными Университетами живую, органическую связь, приходить им на помощь материально, своими помещениями и всеми своими образовательными средствами. — Народные Университеты в свой очередь должны широко пропагандировать и но возможности реально осуществлять такой именно муниципальный характер своей деятельности.

В такой же мере Народные Университеты должны устанавливать живую связь и со всеми другими учреждениями, близкими к ним по культурно-иросветительным задачам. Ту же связь необходимо устанавливать с учреждениями и ведомствами, сфера деятельности которых по живому объекту внимания совпадает со сферой деятельности Народных Университетов. К этой категории учреждений должны относиться органы и общества борьбы с алкоголизмом, туберкулезом, жилищной нуждой и проч.

Говоря об объединении деятельности Народных Университетов с различными общественными организациями, необходимо особо подчеркнуть желательность и необходимость объединения