- 518 - создали Народные Дома; теперь этим народным Домам суждено было превратиться в Народные Университеты. Если Народные Университеты в столь короткий период успели пустить в русской жизни столь глубокие корни, если они на первых же порах своей деятельности смогли собрать около себя тысячи постоянных слушателей и сотни тысяч посетителей, если они на первых же порах смогли дать народным массам длинный ряд циклических курсов по разным отраслям знаний — общественные, юридическия науки, естествознание, медицина, прикладные и профессиональные знания, если они сотнями спорадических лекций, также по самым разнообразным отраслям, вызвали жажду знаний и насыщали духовные запросы тех же широких народных масс, будили их мысль и сознание, если они распространяли свое влияние на развитие художественных и музыкальных запросов народных масс, если к тому же памятовать, что Народные Университеты—по своей идее и характеру деятельности с одной стороны распространяют свое влияние почти исключительно на взрослое, сознательное (вне-школь-ное) население, а с другой — по преимуществу на население, наиболее обездоленное знаниями и спетом — на рабочую и разночинную массу,—если учитывать все это, то станет очевидным, каким действительно могучим рычогом культуры и просвещения могут быть Народные Университеты, каким ценным орудием и средством они могут служить для борьбы с целым рядом социальных недугов и в том числе с алкоголизмом, как одним из таких недугов. С точки зрения задач и сферы влияния Народных Университетов — эти последние в перспективе должны сделаться по-истине могучими рычагами культуры и просвещения народных масс. Если пока — ограниченные по числу Народные Университеты — функционируют по преимуществу в столицах и крупных губернских центрах, то и теперь уже они распространяют свое влияние на уездные города, на рабочие раионы, а в перспективе, при достаточной свободе деятельности Народных Университетов, при нормальных условиях их деятельности, при достаточных средствах,—они неминуемо перенесут свой деятельность в деревню, на фабрику, чтобы сделаться истинными рассадниками университетских знаний в широкой народной массе. Касаясь в частности роли Народных Университетов в борьбе с алкоголизмомъ—можно было бы начертать в этой сфере широкую специальную программу деятельности Народных Университетов. Но разработка таковой не входит в задачи настоящого доклада; кроме того объем, широта программы неминуемо будет колебаться от характера, условий, наличных сил и средств каждого Народного Университета в частности. Укажем лишь, что Народные Университеты в борьбе с алкоголизмом могут сыграть крупную роль своими общими куль-турно-просветительными функциями, раскрепощением и прояе- | — бе лением сознания народных масс, пробуждением их самодеятельности, выяснением сущности^ гибельных последствий алкоголизма при свете положительных знаний по естествоведению, медицине, гигиене, санитарии, психологии, психопатологии, обществоведению, проповедью непосредственной борьбы с алкоголизмом, отвлечением народных масс от алкоголизма всеми своими культурно-просветнтельными функциями. При тех же Народных Университетах могут и должны возникнуть неминуемо музеи, выясняющие сущность и гибельные следствия всех наиболее важных социальных бедствий, а в том числе и алкоголизма. Словом, Народные Университеты при прочной и правильной их организации, при достаточной свободе их деятельности могут развернуть самые широкия программы живой и активной работы но борьбе с алкоголизмом. . Но при всем этом нельзя скрывать, что Народные Университеты—еще слишком юны, периферия их деятельности ограничена, внешняя и внутренняя организация слабы, а условия деятельности безконечно тяжелы. Если желательно и необходимо выковать из Иарооного Университета могучее орудие борьбы с социальными недугами вообще и алкоголизмом в частности, — необходимо прежде всего устранить все дефекты внешней и внутренней организации Народных Университетов, необходимо устранить все препятствия на пути свободного развития этих рассадников народного просвещения. На первый план необходимо поставить вопрос о внутренней организации Народных Университетов. Этот вопрос заключаете в себе две части — учебно-педогогическую и административную, организационную. В первой части необходимо выразить пожелание, чтобы Народные Университеты прежде всего пошли но пути циклических, систематических курсов, чтобы они давали тем или другим группам населения наиболее соответственные их общим и специальным запросам знания, хотя бы в кратких, но цельных, законченных курсах. Эпизодические курсы и спорадическия лекции высоко ценны, они будят мысль, вызывают жажду знаний, но все же не исчерпывают просветительных запросов массы населения и отдельных его групп. Народные Университеты будут „университетами44 в полном смысле слова лишь тода, когда львиная доля их работ выразится в систематических курсах по различным научным дисциплинам. В задачу настоящого доклада не входите всестороннее рассмотрение пробелов и дефектов организации и деятельности Народных Университетов, их учебных планов и программ: мы имеем в виду отметить лишь те из них, которые представляют интерес основ и существа дела. И в этом смысле, говоря о дефектах учебно-педогогической части Народных Университетов, нельзя не отметить одного очень крупного дефекта. Мы имеем в виду отсутствие достаточной связи между высшими учебными заведениями, привилворованными Университетами, их профессорскими коллегиями и Народными Университетами. В числе |