Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 516   >>>

  

— 516 —

еще в 1897 году; под этим флогом с громадным успехом функционировали в Петербурге ..Курсы общеобразовательных предметовъ“ при С.-Пстербургском педогогическом обществе взаимной помощи *). Курсы эти осаждались слушателями, сотням лиц приходилось отказывать за недостатком помещения, но курсы не избегнули русского фатального рока: вскоре они были закрыты по распоряжению Министра Внутренних Дел.

В 1906 году в Петербурге нарождается „Всероссийское Общество Народных Университетовъ“ и вскоре, как его ответвление, в Москве нарождается „Московское Общество Народных Университетовъ". „Всероссийское Общество Народных Университетов11 начало свой деятельность в Петербурге, но вскоре но административным условиям ему пришлось отказаться от флага „Всероссийского Общества" и зарегистрироваться также, лишь как Петербургское Общество.

Словом, Народные Университеты, как таковые, нарождаются в России лишь за несколько последних лет. Зарождение одних относят к периоду освободительной волны 905—906 года, основание других приурочивается уже к периоду падения этой освободительной волны. За этот короткий период некоторые Народные Университеты в условиях современной русской действительности „уже отцвели, не успевши расцвести*. Но и при всем том, за народно-университетским русским движением нельзя уже не признать крупных успехов. Общества Народных Университетов в настоящее время уже раскинулись широкой сетью но площади России: они существуютъ—в Петербурге, Москве, Казани, Самаре, Воронеже, Смоленске, Кубани, Пскове, Уфе, Тифлисе, Харбине (Маньчжурии). Саратовский и Варшавский Народные Университеты ныне надо считать уже в числе безвременно погибших. Насколько идея Народных Университетов является отражением живых общественных запросов, — служит доказательством уже состоявшийся по инициативе Петербургского Общества Народных Университетов в январе 1908 г. первый съезд „деятелей Общества Народных Университетовъ" и предстоящий к созыву второй съезд.

Здесь же уместно отметить, что уже на нервом съезде „деятелей Народных Университетовъ" имел место доклад д-ра Д. II. Посольского на тему „Образовательно-нросветительные учреждения в борьбе с акоголизмомъ".

Мы лишены здесь возможности сделать полную сводку деятельности всех Народных Университетов, но и краткия цифры и данные смогут в достаточной мере характеризовать эту деятельность. В Московском Народном Университете за 1-й же год его существования постоянных слушателей на систематических курсах числилось 4.000, а число посещений на эпизодических лекциях определялось цифрой 100.000. В Петербургском ИИа-

’) Отчет об этих курсах появляется в 1898 году под заглавием „Народный Университет в С.-Петербурге*-.

— 517 —

родном Университете число слушателей за три академических года определялось сведущими нарожавшими цифрами:

Петербургский и Московский Народные Университеты широко развили свой деятельность во всех отраслях: громадное число спорадических лекций но всем отраслям знания, большое число систематических циклических курсов, общеобразовательных и профессиональных, зарождение собственных библиотек, музеев, образовательные экскурсии, начало издательской деятельности; Народные Университеты на первых же норах начали откликаться на запросы масс художественные и музыкальные; в Петербурге и Москве народные консерватории пользуются громадным успехом. Провинциальные Народные Университеты идут но пути столичных.

Мы затрудняемся суммировать цифровые данные провинциальных Народных Университетов вследствие трудности их систематизации; но скажем, что они внушительны и солидны. Но личным впечатлениям и данным, мы сошлемся на Самарский Народный Университет — едва ли не самый юный, существующий всего второй год. В наше тяжелое время общественного разброда и дезорганизованное™, внешняго индиферентизма и общественного абсентеизма — нарождение Народного Университета в Самаре явилось событием, всколыхнувшим внешне-мертвую провинциальную зыбь; все общественное внимание сконцентрировалось на Народном Университете; в двери этого Народного Университета хлынула широкая масса; аудитории буквально ломились от слушателей; Университет начал работу местными опытными лекторами, но на первых же порах начал выписывать лекторов из университетских центров — Москвы, Петербурга, Киева, Казани—и все эти лекции—спорадическия или кратко циклическия—осаждались народом; лекции собирали до 2.000 и более слушателей; о лекциях Народного Университета говорили все — простые массы, рабочие, мещане, интеллигенты и всюду—на улице, в общественных собраниях, в частных домах; явно можно было видеть, как Университет и лекции оставляют яркие следы в сознании слушателей, будят их мысль. Вскоре народились систематические циклы курсов, лекций по музыке, народилась библиотека, организуется народная обсерватория. Народный Дом, к которому теперь ириурочивается главным образом деятельность Университета, получает теперь характер действительного центра широкого народного просвещения.

Здесь уместно будет отметить, что между Народными Университетами и борьбой с алкоголизмом существует исторически до некоторой степени органическая или преемственная связь. Детище казенной винной монополии—попечительства трезвости,— в период интенсивной их деятельности,—во многих местах

1906—1907

1907—1908

1908—1909

. 33.871 . 45.361 . 49.513