Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 519   >>>

  

— бе

лением сознания народных масс, пробуждением их самодеятельности, выяснением сущности^ гибельных последствий алкоголизма при свете положительных знаний по естествоведению, медицине, гигиене, санитарии, психологии, психопатологии, обществоведению, проповедью непосредственной борьбы с алкоголизмом, отвлечением народных масс от алкоголизма всеми своими культурно-просветнтельными функциями. При тех же Народных Университетах могут и должны возникнуть неминуемо музеи, выясняющие сущность и гибельные следствия всех наиболее важных социальных бедствий, а в том числе и алкоголизма. Словом, Народные Университеты при прочной и правильной их организации, при достаточной свободе их деятельности могут развернуть самые широкия программы живой и активной работы но борьбе с алкоголизмом. .

Но при всем этом нельзя скрывать, что Народные Университеты—еще слишком юны, периферия их деятельности ограничена, внешняя и внутренняя организация слабы, а условия деятельности безконечно тяжелы. Если желательно и необходимо выковать из Иарооного Университета могучее орудие борьбы с социальными недугами вообще и алкоголизмом в частности, — необходимо прежде всего устранить все дефекты внешней и внутренней организации Народных Университетов, необходимо устранить все препятствия на пути свободного развития этих рассадников народного просвещения.

На первый план необходимо поставить вопрос о внутренней организации Народных Университетов. Этот вопрос заключаете в себе две части — учебно-педогогическую и административную, организационную. В первой части необходимо выразить пожелание, чтобы Народные Университеты прежде всего пошли но пути циклических, систематических курсов, чтобы они давали тем или другим группам населения наиболее соответственные их общим и специальным запросам знания, хотя бы в кратких, но цельных, законченных курсах. Эпизодические курсы и спорадическия лекции высоко ценны, они будят мысль, вызывают жажду знаний, но все же не исчерпывают просветительных запросов массы населения и отдельных его групп. Народные Университеты будут „университетами44 в полном смысле слова лишь тода, когда львиная доля их работ выразится в систематических курсах по различным научным дисциплинам.

В задачу настоящого доклада не входите всестороннее рассмотрение пробелов и дефектов организации и деятельности Народных Университетов, их учебных планов и программ: мы имеем в виду отметить лишь те из них, которые представляют интерес основ и существа дела. И в этом смысле, говоря о дефектах учебно-педогогической части Народных Университетов, нельзя не отметить одного очень крупного дефекта. Мы имеем в виду отсутствие достаточной связи между высшими учебными заведениями, привилворованными Университетами, их профессорскими коллегиями и Народными Университетами. В числе

— 520 -

активных инициаторов, основателей, вдохновителей и деятелей уже функционирующих Народных Университетовъ—мы имеем много крупных, почетных имен профессоров и приват-допентов; некоторые из них выступают лекторами в столичных Народных Университетах, некоторые даже разъезжают с лекциями по Народным Университетам провинций, но при всем том, суммарно — нельзя не отметить слабую связь между Университетами привилегированными и народными. Эта связь могла бы выразиться во многомъ—и в доставлении помещений, и в доставлении богатых образовательных средств, и в более активном участии профессоров, как непосредственным чтением лекций, так и своим опытным руководительством в построении учебных планов и программ.

Административная, организационная часть Народных Университетов во многом требует также перестройки и цементирования. Состав деятелей Народных Университетов в настоянное время самый разнообразный—от профессора до малограмотного, от миллионера до простого рабочого; к Народному Университету стараются примкнуть все свободные живые общественные силы; в этом пестром составе естественно сталкиваются и различные общественно-политическия группы — каждая со своей идеалогией, и каждая такая группа старается вложить свой идеалогию в Народный Университет. На этой почве проскальзывают кое-где неизбежные трения, подчас тормозящия правильное течение дела. А в то же время в этом вопросе ясны до очевидности два положения; 1) что Народный Университет, как ученый, культурно-просветительный орган, не может и не должен быть ареной политической борьбы и тенденций и 2) что Народный Университета и его руководящие органы должны по возможности строиться на концентрации и представительстве наиболее живых и деятельных сил, на живой органической связи Народного Университета и его руководящих органов с теми слоями и группами населения, обслуживать которые призван Народный Университет. Если Народные Университеты усвоят эти два положения, если эти положения сделаются лозунгом всех деятелей Народных Университетов, то внутренняя организация последних сделается мощной и незыблемой. Не будете места каким-либо трениям, тормозящим правильное и успешное течение дела, а если и будет иметь место борьба живых, активных, творческих сил, то средняя равнодействующая этой борьбы будете лишь укреплять и развивать дело.

Однако необходимо обезпечить не только внутреннюю, но и внешнюю организацию. Здесь мы имеем в виду отношение Народных Университетов к органам и сферам, с которыми соприкасается деятельность первых. Здесь Народным Университетам приходится установить прочную связь с одной стороны с теми организованными группами населения, в среде которых главным образом должна распространяться деятельность Народных Университетов, а с другой — с органами тогу-