Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 517   >>>

  

— 517 —

родном Университете число слушателей за три академических года определялось сведущими нарожавшими цифрами:

Петербургский и Московский Народные Университеты широко развили свой деятельность во всех отраслях: громадное число спорадических лекций но всем отраслям знания, большое число систематических циклических курсов, общеобразовательных и профессиональных, зарождение собственных библиотек, музеев, образовательные экскурсии, начало издательской деятельности; Народные Университеты на первых же норах начали откликаться на запросы масс художественные и музыкальные; в Петербурге и Москве народные консерватории пользуются громадным успехом. Провинциальные Народные Университеты идут но пути столичных.

Мы затрудняемся суммировать цифровые данные провинциальных Народных Университетов вследствие трудности их систематизации; но скажем, что они внушительны и солидны. Но личным впечатлениям и данным, мы сошлемся на Самарский Народный Университет — едва ли не самый юный, существующий всего второй год. В наше тяжелое время общественного разброда и дезорганизованное™, внешняго индиферентизма и общественного абсентеизма — нарождение Народного Университета в Самаре явилось событием, всколыхнувшим внешне-мертвую провинциальную зыбь; все общественное внимание сконцентрировалось на Народном Университете; в двери этого Народного Университета хлынула широкая масса; аудитории буквально ломились от слушателей; Университет начал работу местными опытными лекторами, но на первых же порах начал выписывать лекторов из университетских центров — Москвы, Петербурга, Киева, Казани—и все эти лекции—спорадическия или кратко циклическия—осаждались народом; лекции собирали до 2.000 и более слушателей; о лекциях Народного Университета говорили все — простые массы, рабочие, мещане, интеллигенты и всюду—на улице, в общественных собраниях, в частных домах; явно можно было видеть, как Университет и лекции оставляют яркие следы в сознании слушателей, будят их мысль. Вскоре народились систематические циклы курсов, лекций по музыке, народилась библиотека, организуется народная обсерватория. Народный Дом, к которому теперь ириурочивается главным образом деятельность Университета, получает теперь характер действительного центра широкого народного просвещения.

Здесь уместно будет отметить, что между Народными Университетами и борьбой с алкоголизмом существует исторически до некоторой степени органическая или преемственная связь. Детище казенной винной монополии—попечительства трезвости,— в период интенсивной их деятельности,—во многих местах

1906—1907

1907—1908

1908—1909

. 33.871 . 45.361 . 49.513

- 518 -

создали Народные Дома; теперь этим народным Домам суждено было превратиться в Народные Университеты.

Если Народные Университеты в столь короткий период успели пустить в русской жизни столь глубокие корни, если они на первых же порах своей деятельности смогли собрать около себя тысячи постоянных слушателей и сотни тысяч посетителей, если они на первых же порах смогли дать народным массам длинный ряд циклических курсов по разным отраслям знаний — общественные, юридическия науки, естествознание, медицина, прикладные и профессиональные знания, если они сотнями спорадических лекций, также по самым разнообразным отраслям, вызвали жажду знаний и насыщали духовные запросы тех же широких народных масс, будили их мысль и сознание, если они распространяли свое влияние на развитие художественных и музыкальных запросов народных масс, если к тому же памятовать, что Народные Университеты—по своей идее и характеру деятельности с одной стороны распространяют свое влияние почти исключительно на взрослое, сознательное (вне-школь-ное) население, а с другой — по преимуществу на население, наиболее обездоленное знаниями и спетом — на рабочую и разночинную массу,—если учитывать все это, то станет очевидным, каким действительно могучим рычогом культуры и просвещения могут быть Народные Университеты, каким ценным орудием и средством они могут служить для борьбы с целым рядом социальных недугов и в том числе с алкоголизмом, как одним из таких недугов.

С точки зрения задач и сферы влияния Народных Университетов — эти последние в перспективе должны сделаться по-истине могучими рычагами культуры и просвещения народных масс. Если пока — ограниченные по числу Народные Университеты — функционируют по преимуществу в столицах и крупных губернских центрах, то и теперь уже они распространяют свое влияние на уездные города, на рабочие раионы, а в перспективе, при достаточной свободе деятельности Народных Университетов, при нормальных условиях их деятельности, при достаточных средствах,—они неминуемо перенесут свой деятельность в деревню, на фабрику, чтобы сделаться истинными рассадниками университетских знаний в широкой народной массе.

Касаясь в частности роли Народных Университетов в борьбе с алкоголизмомъ—можно было бы начертать в этой сфере широкую специальную программу деятельности Народных Университетов. Но разработка таковой не входит в задачи настоящого доклада; кроме того объем, широта программы неминуемо будет колебаться от характера, условий, наличных сил и средств каждого Народного Университета в частности.

Укажем лишь, что Народные Университеты в борьбе с алкоголизмом могут сыграть крупную роль своими общими куль-турно-просветительными функциями, раскрепощением и прояе-