Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 515   >>>

  

— 515 —

человека и масс, не только обогащение ума положительными знаниями, но и чувства— целым рядом культивирующих и морально дисциплинирующих впечатлений.

При таком значении культурности, как в порождении алкоголизма, так и в борьбе с ним,—неудивительно, что в ряде мероприятии но борьбе с алкоголизмом едва ли не первое место отводится мероприятиям культурно-просветительного характера. Труды Комиссии Общества Охранения Народного Здравия и ея выводы дают длинный перечень таких именно мероприятий; сюда относятся—всеобщее обучение, внешкольная просветительная деятельность, школьная пропаганда борьбы с алкоголизом, разумные просветительные развлечения и проч.; в этой группе мероприятий основная роль справедливо уделяется государству, общественным самоуправлениям, а рядом с ними и частным общественным организациям, и частным лицам.

В нашу задачу входит лишь выделить и очертить роль Народных Университетов и им подобных просветительных учреждений в борьбе с алкоголизмом.

Идея распространения университетских знаний в широких народных массах зародилась в начале 70-х годов в Англии. Отражением этой идеи в Лондоне явилось „Общество для распространения в народе университетских знаний". Вкоре к этому народно-университетскому движению примкнули представители Лондонского Университета. Новое „ Общество “ получает прочную и стройную организацию. Вскоре аналогичные „Общества44 в лице особых Комитетов нарождаются также ири Кембриджском и Оксфордском Университетах. Вслед затем появляются их ответвления в целом ряде городовъ—Нотгем, Шеффильд, Кар-диф, ИИьюкэстль, Манчестер, и др. В итоге в 1889—1890 году Лондонский, Кембриджский и Оксфорский Комитеты Народных Университетов уже функционируют более чем в 200 центрах, имеют организованными 403 серии лекций и располагают 42.422 постоянными слушателями.

Идея народно-университетского движения быстро перекинулась из Англии и на европейский материк. Народные Университеты нарождаются в Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Австрии. В этой последней идея народно-университеткого образования исходит, главным образом, от профессорской коллегии Венского Университета и оффициальных сфер в иротивовес преимущественно частно-общественной инициативе народно-университетского движения в других странах.

Нароставшее русское общественное самосознание в свой очередь не могло не восприять идеи народно-университетского образования. Народные Университеты, как таковые, еще юное детище русской общественности. Предтечи русских народных университетовъ—в лице различных народно-просветительных обществ и учреждений—начинают свой историю почти с момента первого раскрепощения России (шестидесятые годы).

Флаг „Народного Университета4* появляется впервые в России

— 516 —

еще в 1897 году; под этим флогом с громадным успехом функционировали в Петербурге ..Курсы общеобразовательных предметовъ“ при С.-Пстербургском педогогическом обществе взаимной помощи *). Курсы эти осаждались слушателями, сотням лиц приходилось отказывать за недостатком помещения, но курсы не избегнули русского фатального рока: вскоре они были закрыты по распоряжению Министра Внутренних Дел.

В 1906 году в Петербурге нарождается „Всероссийское Общество Народных Университетовъ“ и вскоре, как его ответвление, в Москве нарождается „Московское Общество Народных Университетовъ". „Всероссийское Общество Народных Университетов11 начало свой деятельность в Петербурге, но вскоре но административным условиям ему пришлось отказаться от флага „Всероссийского Общества" и зарегистрироваться также, лишь как Петербургское Общество.

Словом, Народные Университеты, как таковые, нарождаются в России лишь за несколько последних лет. Зарождение одних относят к периоду освободительной волны 905—906 года, основание других приурочивается уже к периоду падения этой освободительной волны. За этот короткий период некоторые Народные Университеты в условиях современной русской действительности „уже отцвели, не успевши расцвести*. Но и при всем том, за народно-университетским русским движением нельзя уже не признать крупных успехов. Общества Народных Университетов в настоящее время уже раскинулись широкой сетью но площади России: они существуютъ—в Петербурге, Москве, Казани, Самаре, Воронеже, Смоленске, Кубани, Пскове, Уфе, Тифлисе, Харбине (Маньчжурии). Саратовский и Варшавский Народные Университеты ныне надо считать уже в числе безвременно погибших. Насколько идея Народных Университетов является отражением живых общественных запросов, — служит доказательством уже состоявшийся по инициативе Петербургского Общества Народных Университетов в январе 1908 г. первый съезд „деятелей Общества Народных Университетовъ" и предстоящий к созыву второй съезд.

Здесь же уместно отметить, что уже на нервом съезде „деятелей Народных Университетовъ" имел место доклад д-ра Д. II. Посольского на тему „Образовательно-нросветительные учреждения в борьбе с акоголизмомъ".

Мы лишены здесь возможности сделать полную сводку деятельности всех Народных Университетов, но и краткия цифры и данные смогут в достаточной мере характеризовать эту деятельность. В Московском Народном Университете за 1-й же год его существования постоянных слушателей на систематических курсах числилось 4.000, а число посещений на эпизодических лекциях определялось цифрой 100.000. В Петербургском ИИа-

’) Отчет об этих курсах появляется в 1898 году под заглавием „Народный Университет в С.-Петербурге*-.